СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Термин "компетенция" характеризует то, чем человек обладает (способности, умения). В ключевые компетенции входят умения и качества, необходимые каждому члену общества. Поэтому помочь освоить учащимся ключевые компетенции (умения), значит дать им в будущем возможность успешно социализироваться в современном мире
Ключевыми компетенциями в образовании (по А.В. Хуторскому докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г.Москва) являются следующие: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования.
Все данные ключевые компетенции я формирую у учащихся начальной школы на уроках и на курсе «Я исследователь» в рамках внеурочной деятельности. На занятиях мы с учащимися осваиваем компетенции связанные с ценностными ориентирами учеников, их способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. При проведении урока я стремлюсь к тому, чтобы каждый ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Я подробнее остановлюсь на определённом виде компетенции, которую наиболее важно развить в младшем школьном возрасте. Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. Особенно эффективно данный вид компетенции развивается при решении нестандартных, занимательных задач, а также при проблемном способе изложения новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала. Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Я побуждаю учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.
Компетенции формируются только в процессе самостоятельной реализации той или иной деятельности, в ситуациях неопределенности и попытках самостоятельно справиться с какими-то проблемами.
Формированию необходимых компетенций у моих учащихся способствует использование современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии разноуровневого обучения, технологии диалогового взаимодействия (КСО, групповая работа, педагогические мастерские), а также игровых технологий, информационных технологий
© 2015, Феськова Анна Алексеевна 481