СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации.
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения - самостоятельность, внимание к окружающим, готовность помочь другому, а также способность находиться в группе детей.
Е. Смирнова пишет: «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение покажется странным: ведь дети раннего возраста еще не умеют играть вместе - только рядом. Но они склонны к подражанию и способны заражать друг друга тем или иным состоянием: не только плачем или испугом, но и радостью, смехом, веселой беготней - и получают от этого несказанное удовольствие» [1, 34].
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.
У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, обеспечивающие адаптацию детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Объектом исследования выступает процесс и особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Предметом исследования является психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
При проведении исследования мы исходили из гипотезы, согласно которой адаптация детей раннего возраста будет проходить благополучно, если:
- психолого-педагогические условия будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей раннего возраста;
- будет определен уровень нервно-психического развития детей раннего возраста;
- педагогическая работа с детьми будет проводиться от группы адаптации детей при гуманном и индивидуально-личностном подходе к детям;
- только совместная работа воспитателей и родителей поможет детям раннего возраста адаптироваться к условиям дошкольного учреждения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические аспекты адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению;
2. Определить психолого-педагогические условия, при которые успешно проходит процесс адаптации;
3. Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- беседа с воспитателями;
- наблюдение за детьми;
- анкетирование родителей;
- изучение и анализ документации по адаптации детей раннего возраста;
- эксперимент.
Теоретико-методологические основы исследования:
- исследования по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ (В.Н. Белкина, Н.Д. Вавилова, В.Н. Гуров, Е.В. Жердева, О.Г. Заводчикова, Н.В. Кирюхина, К.Л. Печора, Р.В. Тонкова-Ямпольская);
- исследования о взаимодействии детского сада и семьи (Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.);
- исследования в области диагностики детей раннего возраста (Н.М. Аксарина, К.Д. Губерт, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора).
© 2017, Горская Оксана Владимировна 821