СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого педагогическое сопровождение учебной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

Психологическое сопровождение образования – это одно из важнейших требований современного общества. Получение образования во все времена было связано с различными испытаниями для знаний, умений и навыков обучающихся. Испытания – это почти всегда стресс. В связи с этим активная работа психологов образования способствует решению данной проблемы.

Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Приоритетной целью модернизации является обеспечение высокого качества российского образования.

Задачами психолого-педагогического сопровождения обучающихся также являются:

• предупреждение возникновения проблем развития;

• помощь в решении актуальных задач обучения, профильной ориентации и профессиональном самоопределении;

• развитие социально-психологической компетентности учащихся, родителей и педагогов;

• психологическое обеспечение образовательных программ;

• профилактика девиантного поведения.

Методологическая основа работы службы психологического сопровождения декларируется в большинстве случаев как гуманистическая: «Идея сопровождения как воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подходов» (Э.М. Александровская), «Парадигма сопровождения на основе сотрудничества» (М.Р. Битянова), «Охранно-защитная парадигма работы с детьми» (А.Д. Гонеев).

В качестве основных принципов работы, как правило, выступают традиционные для отечественной психологии принципы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, декларирующие ведущую роль деятельности в развитии ребенка и возрастной нормативный характер его развития.

Система сопровождения Н.Я. Семаго и М.М. Семаго рассчитана на «проблемных детей». Этим термином определяются дети, имеющие «отклонения в развитии».

В качестве детей группы риска М.Р. Битянова выделяет детей с проблемами адаптации и социализации. Аналогично, в системе сопровождения Э.М. Александровской осуществляется ориентация на детей, «имеющих психическое отклонение, в особенности в легких его формах».

В целом, деятельность психолога как часть системы сопровождения характеризуется направленностью на группу обучающихся, имеющих отклонения от статистической нормы в аспекте психических функций.

Следует отметить существующее противоречие: обучающиеся с проблемами выявляются преимущественно не по результатам соответствующей диагностики, а по «запросам» педагогов или родителей. Существующий механизм отбора учащихся в группу сопровождения способствует выявлению тех, «с которыми трудно взрослым», а не тех «кому трудно».

В работе психолога по сопровождению обучающихся обычно выделяют два основных этапа (или направления работы): диагностика и коррекция.

В литературе эти этапы могут разделяться – Э.М. Александровская, например, выделяет пять этапов - но при обобщении все они составляют два первичных этапа.

Сущность диагностики – это поиск психических характеристик, которые не соответствуют нормам.

Сущность коррекции – проведение специальных мероприятий, направленных на «доведение, тюнинг» этих характеристик до нормы.

В качестве методов работы используется весь спектр методов, традиционных для психологии: тренинг, игра, консультация и прочее.

В условиях начального профессионального образования целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение профессионально-личностного развития обучающихся, где основная задача – это формирование самостоятельной, ответственной, психически здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Основные направления психологического сопровождения обучающихся

Понятие «психологическая помощь» является наиболее устоявшимся в практической психологии. Содержание его представлено в совокупности основных направлений профессиональной деятельности практического психолога.

Психологическое содействие же подразумевает то, что психолог работает не только с теми обучающимися, у которых наличествуют проблемы, а со всеми, оказывая, таким образом, содействие их развитию.

Смысл психологического сопровождения заключается в том, чтобы не ограждать развивающегося человека от трудностей, не решать его проблемы, а создавать условия для совершенствования им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на его жизненном пути. Но не исключаются моменты, когда психолог должен стремительно вмешаться, или остановить, или повести за собой, чтобы спасти и помочь.

Миссия практической психологии в учебной деятельности заключается в обеспечении стабильности развития обучающихся, в создании психологических условий успешного личностного, социального развития учащихся.

Направления деятельности психологической службы в учебной деятельности.

1. Психологическое обеспечение развивающего компонента учебной деятельности (мониторинг, информационно-аналитическая деятельность, проектирование, экспертиза составляющих образования).

2. Психологическое сопровождение участников образовательной деятельности в процессе решения задач образования и развития (психологическая профилактика, просвещение, диагностика, развитие (коррекция), консультативная деятельность).

3. Совершенствование службы как организационной системы и развития обучающихся (самообразование, научно-методическое, инструментальное обеспечение).

Деятельность психологической службы образовательного учреждения обусловлена рядом специфических особенностей, определяющих своеобразие ее функционирования и выделяющую ее в системе службы практической психологии в целом.

К специфическим особенностям относятся:

• обучающая направленность образовательного процесса;

• характеристика контингента обучающихся;

• особенности детско-родительских отношений;

• состав педагогических работников;

• особенности деятельности педагога-психолога учреждения.

Специалисты службы должны не только хорошо знать особенности самой системы профессионального образования и ее участников, но и понимать своеобразие собственной деятельности.

Структура деятельности психологической службы включает в себя психологическую диагностику, консультирование, профилактическую, методическую, а также психокоррекционную работу.

1) Психологическая диагностика – изучение индивидуально-психологических особенностей личности учащихся с целью:

• выявления возможных причин возникновения проблем в процессе обучения;

• выявление учащихся «группы риска»;

• определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;

• определения индивидуального стиля познавательной деятельности.

2) Психологическое консультирование – оказание психологической помощи в специально организованном процессе психолога и обучающегося, в ходе которого оказывается помощь:

• в самопознании;

• в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей;

• в формировании новых установок и принятии собственных решений;

• в формировании мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы личности;

• в формировании адекватной самооценки и адаптации в реальных жизненных условиях.

3) Профилактическая работа – содействие полноценному психическому развитию учащихся:

• профилактика актуальных социальных проблем наркомании, алкоголизма, СПИДа, венерических заболеваний с привлечением специалистов;

• профилактика конфликтов;

• профилактика депрессий и суицидов;

4) Методическая работа – направлена на решение следующих задач:

• составление блока психодиагностических методик для диагностики учащихся;

• разработка материалов для учащихся по проблемам обучения;

• подготовка методических материалов для помощи в проведении классных часов в группах;

• разработка методических рекомендаций по вопросам воспитательной работы для преподавателей, мастеров.

Заметную роль в методической работе психологической службы играет психологическое просвещение обучающихся, родителей, учителей и мастеров.

Психологическое просвещение обучающихся сегодня очень популярно. Но, несмотря на повсеместную распространенность, достаточно остро стоит вопрос о его эффективности.

Результатом просвещения обучающихся является успешное использование ими психологических знаний и навыков, которые помогли бы им успешно учиться и развиваться.

Для того, чтобы передаваемые обучающимся знания могли активно использоваться ими в процессе личностного развития, необходимо серьезно подходить к отбору содержания и форм работы. При отборе содержания необходимо учитывать не только возрастные потребности, но готовность к усвоению обучающимися тех или иных знаний и умений. Просветительское сопровождение может быть организовано в ответ на актуальный запрос школьника или группы обучающихся.

Также имеет значение направленность на объекты учебной деятельности, обеспечивающая их восприятие и перевод этих знаний из кратковременной памяти в долговременную. При этом важную роль играют индивидуальные особенности памяти обучающихся. Одни быстро запоминают и быстро забывают, другие медленно запоминают, но надолго сохраняют в памяти то, что запомнили.

5) Психокоррекционная работа – систематическая работа психолога и социального педагога с обучающимися, имеющими отклонения в психическом и личностном развитии, а также с обучающимися, отнесенными к категории «группы риска». Она может осуществляться в форме индивидуальных и групповых занятий в форме тренингов.

В организационном плане работа специалиста по сопровождению может осуществляться в зависимости от избранной модели - это может быть:

• Модель сопровождения одаренных обучающихся;

• детей – сирот;

• детей из числа «трудных», входящих в «группу риска», стоящих на разных видах учета;

• детей с различными видами зависимости: курение, употребление наркотиков, злоупотребление алкоголем, Интернет-зависимость;

• Модель психологического сопровождения детей – мигрантов;

• Модель психологического сопровождения детей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях;

• Модель психологического сопровождения девиантных и делинквентных детей (хулиганство, сквернословие, преступность и т.п.)

Заключение

В настоящее время практической психологии в учебной деятельности необходимо инновационное и опережающее развитие, обусловленное происходящими изменениями, связанными со стратегией достижения его иного качества. Предметом изменений становится:

- образовательные стандарты нового поколения на компетентностной основе;

- процессы интеграции образовательных учреждений;

- внедрение информационно-коммуникационных и педагогических технологий в образовательном процессе;

-система оценки качества образования.

Помимо перечисленных, важным представляется учет изменений, связанных с молодежными субкультурами, поликультурными аспектами в образовании, демографическими процессами.

В связи с этим, деятельность психологов предполагает решение задач психологического сопровождения и помощи:

- обучающимся в подготовке к овладению субъектно-личностными, интеллектуальными, социально-коммуникативными компетенциями;

- педагогическим работникам в освоении технологий развития общих (личностных) компетенций обучающихся средствами учебной и внеучебной деятельности, проведении мониторинга уровня развития компетенций.

Психологу приходится, не теряя свой специфический предмет (психику, субъективность человека), учитывать специфику работы, исследовать и включаться в образовательную среду, где он пытается оптимизировать коллективную деятельность педагогических работников и инициировать создание психолого-педагогических условий для развития и профессионального становления обучающихся. То есть он фактически сам постепенно превращается в неотъемлемого участника учебно-воспитательного процесса и становится реальным членом педагогического коллектива.

Список использованной литературы

  1. Безулева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. Монография. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт. 2008.
  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в ОУ. - М., 1997.
  3. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. – М.: Педагогика, 1991.
  4. Овчарова Р.В. Практическая психология в образовании. – М., Академия, 2003.
  5. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1993.
Категория: Психологу
28.10.2017 19:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!