СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Введение
Психологическое сопровождение образования – это одно из важнейших требований современного общества. Получение образования во все времена было связано с различными испытаниями для знаний, умений и навыков обучающихся. Испытания – это почти всегда стресс. В связи с этим активная работа психологов образования способствует решению данной проблемы.
Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Приоритетной целью модернизации является обеспечение высокого качества российского образования.
Задачами психолого-педагогического сопровождения обучающихся также являются:
• предупреждение возникновения проблем развития;
• помощь в решении актуальных задач обучения, профильной ориентации и профессиональном самоопределении;
• развитие социально-психологической компетентности учащихся, родителей и педагогов;
• психологическое обеспечение образовательных программ;
• профилактика девиантного поведения.
Методологическая основа работы службы психологического сопровождения декларируется в большинстве случаев как гуманистическая: «Идея сопровождения как воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подходов» (Э.М. Александровская), «Парадигма сопровождения на основе сотрудничества» (М.Р. Битянова), «Охранно-защитная парадигма работы с детьми» (А.Д. Гонеев).
В качестве основных принципов работы, как правило, выступают традиционные для отечественной психологии принципы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, декларирующие ведущую роль деятельности в развитии ребенка и возрастной нормативный характер его развития.
Система сопровождения Н.Я. Семаго и М.М. Семаго рассчитана на «проблемных детей». Этим термином определяются дети, имеющие «отклонения в развитии».
В качестве детей группы риска М.Р. Битянова выделяет детей с проблемами адаптации и социализации. Аналогично, в системе сопровождения Э.М. Александровской осуществляется ориентация на детей, «имеющих психическое отклонение, в особенности в легких его формах».
В целом, деятельность психолога как часть системы сопровождения характеризуется направленностью на группу обучающихся, имеющих отклонения от статистической нормы в аспекте психических функций.
Следует отметить существующее противоречие: обучающиеся с проблемами выявляются преимущественно не по результатам соответствующей диагностики, а по «запросам» педагогов или родителей. Существующий механизм отбора учащихся в группу сопровождения способствует выявлению тех, «с которыми трудно взрослым», а не тех «кому трудно».
В работе психолога по сопровождению обучающихся обычно выделяют два основных этапа (или направления работы): диагностика и коррекция.
В литературе эти этапы могут разделяться – Э.М. Александровская, например, выделяет пять этапов - но при обобщении все они составляют два первичных этапа.
Сущность диагностики – это поиск психических характеристик, которые не соответствуют нормам.
Сущность коррекции – проведение специальных мероприятий, направленных на «доведение, тюнинг» этих характеристик до нормы.
В качестве методов работы используется весь спектр методов, традиционных для психологии: тренинг, игра, консультация и прочее.
В условиях начального профессионального образования целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение профессионально-личностного развития обучающихся, где основная задача – это формирование самостоятельной, ответственной, психически здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Основные направления психологического сопровождения обучающихся
Понятие «психологическая помощь» является наиболее устоявшимся в практической психологии. Содержание его представлено в совокупности основных направлений профессиональной деятельности практического психолога.
Психологическое содействие же подразумевает то, что психолог работает не только с теми обучающимися, у которых наличествуют проблемы, а со всеми, оказывая, таким образом, содействие их развитию.
Смысл психологического сопровождения заключается в том, чтобы не ограждать развивающегося человека от трудностей, не решать его проблемы, а создавать условия для совершенствования им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на его жизненном пути. Но не исключаются моменты, когда психолог должен стремительно вмешаться, или остановить, или повести за собой, чтобы спасти и помочь.
Миссия практической психологии в учебной деятельности заключается в обеспечении стабильности развития обучающихся, в создании психологических условий успешного личностного, социального развития учащихся.
Направления деятельности психологической службы в учебной деятельности.
1. Психологическое обеспечение развивающего компонента учебной деятельности (мониторинг, информационно-аналитическая деятельность, проектирование, экспертиза составляющих образования).
2. Психологическое сопровождение участников образовательной деятельности в процессе решения задач образования и развития (психологическая профилактика, просвещение, диагностика, развитие (коррекция), консультативная деятельность).
3. Совершенствование службы как организационной системы и развития обучающихся (самообразование, научно-методическое, инструментальное обеспечение).
Деятельность психологической службы образовательного учреждения обусловлена рядом специфических особенностей, определяющих своеобразие ее функционирования и выделяющую ее в системе службы практической психологии в целом.
К специфическим особенностям относятся:
• обучающая направленность образовательного процесса;
• характеристика контингента обучающихся;
• особенности детско-родительских отношений;
• состав педагогических работников;
• особенности деятельности педагога-психолога учреждения.
Специалисты службы должны не только хорошо знать особенности самой системы профессионального образования и ее участников, но и понимать своеобразие собственной деятельности.
Структура деятельности психологической службы включает в себя психологическую диагностику, консультирование, профилактическую, методическую, а также психокоррекционную работу.
1) Психологическая диагностика – изучение индивидуально-психологических особенностей личности учащихся с целью:
• выявления возможных причин возникновения проблем в процессе обучения;
• выявление учащихся «группы риска»;
• определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
• определения индивидуального стиля познавательной деятельности.
2) Психологическое консультирование – оказание психологической помощи в специально организованном процессе психолога и обучающегося, в ходе которого оказывается помощь:
• в самопознании;
• в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей;
• в формировании новых установок и принятии собственных решений;
• в формировании мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы личности;
• в формировании адекватной самооценки и адаптации в реальных жизненных условиях.
3) Профилактическая работа – содействие полноценному психическому развитию учащихся:
• профилактика актуальных социальных проблем наркомании, алкоголизма, СПИДа, венерических заболеваний с привлечением специалистов;
• профилактика конфликтов;
• профилактика депрессий и суицидов;
4) Методическая работа – направлена на решение следующих задач:
• составление блока психодиагностических методик для диагностики учащихся;
• разработка материалов для учащихся по проблемам обучения;
• подготовка методических материалов для помощи в проведении классных часов в группах;
• разработка методических рекомендаций по вопросам воспитательной работы для преподавателей, мастеров.
Заметную роль в методической работе психологической службы играет психологическое просвещение обучающихся, родителей, учителей и мастеров.
Психологическое просвещение обучающихся сегодня очень популярно. Но, несмотря на повсеместную распространенность, достаточно остро стоит вопрос о его эффективности.
Результатом просвещения обучающихся является успешное использование ими психологических знаний и навыков, которые помогли бы им успешно учиться и развиваться.
Для того, чтобы передаваемые обучающимся знания могли активно использоваться ими в процессе личностного развития, необходимо серьезно подходить к отбору содержания и форм работы. При отборе содержания необходимо учитывать не только возрастные потребности, но готовность к усвоению обучающимися тех или иных знаний и умений. Просветительское сопровождение может быть организовано в ответ на актуальный запрос школьника или группы обучающихся.
Также имеет значение направленность на объекты учебной деятельности, обеспечивающая их восприятие и перевод этих знаний из кратковременной памяти в долговременную. При этом важную роль играют индивидуальные особенности памяти обучающихся. Одни быстро запоминают и быстро забывают, другие медленно запоминают, но надолго сохраняют в памяти то, что запомнили.
5) Психокоррекционная работа – систематическая работа психолога и социального педагога с обучающимися, имеющими отклонения в психическом и личностном развитии, а также с обучающимися, отнесенными к категории «группы риска». Она может осуществляться в форме индивидуальных и групповых занятий в форме тренингов.
В организационном плане работа специалиста по сопровождению может осуществляться в зависимости от избранной модели - это может быть:
• Модель сопровождения одаренных обучающихся;
• детей – сирот;
• детей из числа «трудных», входящих в «группу риска», стоящих на разных видах учета;
• детей с различными видами зависимости: курение, употребление наркотиков, злоупотребление алкоголем, Интернет-зависимость;
• Модель психологического сопровождения детей – мигрантов;
• Модель психологического сопровождения детей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
• Модель психологического сопровождения девиантных и делинквентных детей (хулиганство, сквернословие, преступность и т.п.)
Заключение
В настоящее время практической психологии в учебной деятельности необходимо инновационное и опережающее развитие, обусловленное происходящими изменениями, связанными со стратегией достижения его иного качества. Предметом изменений становится:
- образовательные стандарты нового поколения на компетентностной основе;
- процессы интеграции образовательных учреждений;
- внедрение информационно-коммуникационных и педагогических технологий в образовательном процессе;
-система оценки качества образования.
Помимо перечисленных, важным представляется учет изменений, связанных с молодежными субкультурами, поликультурными аспектами в образовании, демографическими процессами.
В связи с этим, деятельность психологов предполагает решение задач психологического сопровождения и помощи:
- обучающимся в подготовке к овладению субъектно-личностными, интеллектуальными, социально-коммуникативными компетенциями;
- педагогическим работникам в освоении технологий развития общих (личностных) компетенций обучающихся средствами учебной и внеучебной деятельности, проведении мониторинга уровня развития компетенций.
Психологу приходится, не теряя свой специфический предмет (психику, субъективность человека), учитывать специфику работы, исследовать и включаться в образовательную среду, где он пытается оптимизировать коллективную деятельность педагогических работников и инициировать создание психолого-педагогических условий для развития и профессионального становления обучающихся. То есть он фактически сам постепенно превращается в неотъемлемого участника учебно-воспитательного процесса и становится реальным членом педагогического коллектива.
Список использованной литературы
© 2017, Ермакова Елена Сергеевна 2607