СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая адаптация подростков-мигрантов

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ

На сегодняшний день миграция становится обыденным процессом, так как миграционные процессы во всем мире, в том числе и в России, достигли небывалого размаха, однако острота связанной с ней проблемы не уменьшается. В психологическом плане сложность миграции связана с тяжелыми внутриличностными переживаниями мигранта об интеграции в новый социум, приспособление к совершенно новым условиям и обстоятельствам жизни. Следовательно, в процесс миграции, обязательно включен адаптационный компонент, который предполагает активную деятельность мигранта по изменению собственных установок и стереотипов, связанных со стимулами новой окружающей среды. Адаптация представляет собой процесс приспособления человека к новым для него условиям жизни [3, с.138, 139].

Так как адаптация мигрантов является многосторонним процессом и включает в себя различные способы и направления, выделяют несколько видов адаптации. Очевидно, что важнейшими видами адаптации мигрантов выступает психологи-ческая и социокультурная. Роль психологической адаптации кроется в сохранении здоровья мигранта, в то время как социокультурной – в усвоение социокультурных норм принимающего сообщества [1, с.11].

Акцент в процессе адаптации мигрантов следует сделать на подрастающем поколении, так как в одном образовательном пространстве оказываются учащиеся с разными культурными ценностями и стереотипами поведения, что в некоторых случаях может затруднить процесс установления оптимальных взаимоотношений.

Проанализировав имеющиеся научные исследования, посвященные проблеме школьной адаптации, и особенно адаптации детей к условиям миграции, мы при-шли к выводу, что этот процесс затрагивает эмоциональную, социальную и лич-ностную сферы ребенка. Под эмоциональной сферой подразумеваются особенно-сти эмоционального состояния индивида, социальная сфера включает в себя от-ношения с социумом, окружающими людьми, к личностной сфере относятся определенные характеристики, которые характеризуют личность в целом. Мы предположили, что в период адаптации ребенок испытывает различные трудности, которые на каждом уровне проявляются по-разному. На эмоциональном уровне ребенок может испытывать повышенную тревожность, беспокойство, страх, не-уверенность, чувство гнева или агрессии, на социальном уровне вероятны проблемы в общении со сверстниками и взрослыми в школе и в семье, на личностном уровне могут наблюдаться проблемы с самооценкой, отсутствие желания вступать в контакт с окружающими [2, с. 2].

Кризис идентичности многие специалисты в области этнической психологии считают основной личностной проблемой приезжающих людей. Кризис идентичности обычно определяется как потеря чувства самого себя, как невозможность приспособиться к изменившимся обстоятельствам, как разрыв между требованиями, предъявляемыми новой ситуацией, и прежними установками и взглядами. У вынужденных мигрантов кризис идентичности возникает в результате событий, связанных с причиной миграции, так и вследствие культурного шока и адаптации в новой среде.

В работе Р.М. Шамионова субъективное благополучие личности рассмотрено с точки зрения условий миграции. Важнейшими факторами его являются социально-психологические и культурные характеристики принимающего сообщества, включая настроенность на принятие мигрантов [4, с. 193].

Таким образом, на основе анализа результатов научных исследований по проблеме психологической адаптации мигрантов, было проведено исследование, направленное на выявление факторов, влияющие на успешность этой адаптации. Для этого был проведен анкетный опрос подростков, учащихся школ г.Брянска и области в 9-11кл., возраст в границах от 15 до 17 лет. Гипотеза нашего исследования состояла в следующем: успешная социально-психологическая адаптация подростков-мигрантов зависит от полноценного взаимодействия со сверстниками. Для изучения проблемы успешности адаптации подростков-мигрантов в зависимости от отношения к ним сверстников использовалась анкета «Мое отношение к приезжим из стран СНГ». В ней используется метод «незаконченное предложение». Вопросы анкеты группируются по блокам: интимно-личностное общение и деловое общение, а также общие представления о мигрантах. При обработке ре-ультатов использовался качественный анализ и выделение категорий ответов. Всего было обследовано 423 школьника. В начале исследования было выявлено общее представление о приезжих сверстниках.

Для изучения отношения к подросткам-мигрантам в среде сверстников была использована анкета «Мое отношение к приезжим из стран СНГ».

Представленные на рисунке данные показывают, что ответы были получены самые разные, которые мы условно поделили на три категории: положительное (143 человека, что составляет 33,8%), отрицательное (29 человек и 6,85%), нейтральное (204 человека, 48%) отношение.

В ходе анализа было выявлено, что имеются ответы испытуемых, которые подразумевают условное отношение к мигрантам, которое проявляется в зависимости, например, от того «как он будет относиться ко мне», или «в зависимости от его поведения», «будет ли приезжий устанавливать свои порядки у нас в классе».

Кроме этого среди ответов испытуемых имеются следующие утверждения: «если приехавший человек хороший, приятный, то я буду к нему относиться нормально», то есть «смотря к каким».

Эти результаты говорят о том, что подростки при определении отношения к приезжим учитывают какие-либо значимые для себя личностные факторы. Таких ответов у нас - 27, что составляет от общего числа 6,4%. Можно сказать, что особое внимание стоит обратить на факт неоднозначного отношения к мигрантам, так как это неопределенное отношение строится в зависимости от каких-либо факторов и может легко перерасти в отрицательное.

Также выявлены ответы, которые с трудом можно отнести к каким- либо полярным или средним категориям отношения подростков Брянска и области к приезжим. А именно: была отмечена возможность возникновения различного отношения, но в данном случае не указаны факторы зависимости от каких-либо причин. Это такие, как «буду относиться уважительно, или с любовью, высокомерно, пренебрежительно, с жалостью, подозрительно, настороженно». Та-ких ответов 6, что составило 1,4%.

Особую категорию ответов составляют такие, в которых отношение под-ростков определяется как «интерес» или «внимание» - 0,47%. Некоторые подростки так и не сумели определить свое отношение к мигрантам (11,1%).

Мы предполагаем, что преобладающее количество нейтральных ответов связано с тем, что у подростков ведущей деятельностью является интим-но-личностное общение, и они, в силу возраста, еще не заняты какой-либо профессиональной деятельностью. Поэтому, оценивают детей, приезжих из других стран, по их личностным качествам, важных для построения дружеских отношений.

Если предположить, что ответы, в которых было выражено неоднозначное отношение к мигрантам, при каких-либо неблагоприятных факторах имеют тенденцию перейти в категорию «отрицательных», то она составляет примерно 18%, что почти половина ответов из категории положительных.

Пунктами анкеты являлись также такие вопросы: «Если бы приезжий предложил мне дружбу.». Данный вопрос отражает восприятие подростками сверстника из другой культуры в качестве друга. То есть результаты по дан-ному вопросу также показывают нам отношение подростков к интим-но-личностной сфере. Другими словами, это и желание дружить с подростком из другой страны, проводить вместе время, отдыхать, делиться своими переживаниями, это и в какой-то мере степень доверия, и показатель психологи-ческой близости. Результаты по данному показателю, который мы обозначили как «интимно-личностное общение», условно поделили на пять нижеописанных категорий.

Результаты изучения интимно-личностного отношения к приезжим в среде сверстников показывают: согласились дружить 242 человека, это 57,2%; возможно, согласились 34 человека, это составляет 8,03%; согласились при определенных условиях 87 человек, это 20,6%; отказались 40 школьников, это 9,45%; не знают, что ответить 20 школьников, это 5%. Всего ответов, подразумевающих какое-либо условие - 121, это 28,6%. Это ответы типа: «Посмотрю, что он за человек», «Смотря, как он будет относиться ко мне», «Сна-чала, узнаю о нем больше, потом подумаю». Такие ответы свидетельствуют о том, что однозначного решения о дружбе с приезжим нет. Оно связано с какими-либо условием удовлетворения личных предпочтений подростка.

Наряду с интимно-личностным отношением к приезжим в среде сверстников мы хотим оценить результаты отношения к ним по деловым критериям. Для этого мы включили в анкету следующий пункт: «Если бы я набирал команду для игры, то приезжий из другой страны.». Данный пункт позволяет оценить степень доверия к мигранту в какой-либо сфере деятельности, значимой для подростков, принятие его в качестве партнера в решении общих дел.

Изучение отношения к приезжим по деловым критериям в среде сверстников.

Для анализа и обработки результатов исследования мы выделили следующие категории: «полное безоговорочное принятие в команду» - 187 выборов (44,2%); «отказался принять» - 102 выбора (24,1%); «приму в зависимости от каких-либо факторов» - 134 выбора (32%).

Принятие в команду для игры некоторые подростки объясняли тем, что «жалко таких людей». А в основном, выбор аргументировался тем, что «не главное, откуда человек приехал, а важно именно то, что все люди равны». Таких ответов в данном исследовании большинство.

Отказы принять приезжего сверстника для участия в игре приняли острую и категоричную форму: «Россию должны защищать только русские», «Приезжие стояли бы в сторонке», «Приезжие были бы нашими болельщиками», или «Сидели бы на скамейке», «Подошли бы на роль мячей».

В ответах из категории «приму в зависимости от каких-либо факторов.» подростками указывались причины этого решения: «Это зависит от его достижений в данной области», «Если приезжий не подведет», «Если покажет себя надежным, достойным», «Если будет заслуживать участия в команде наших» и т.д. Эта категория по числу ответов на втором месте.

В итоге исследования двух групп отношения (интимно-личностное и дело-вое) мы получили следующие результаты: по сравнению с интимно-личностной сферой (57,2%) в деловой сфере количество ответов, показывающих нам полное и безоговорочное принятие сверстников-мигрантов, понизилось до 44,2%. А количество ответов, выражающих полный отказ от взаимодействия в деловой сфере - значительно увеличилось. Данные результаты могут свидетельствовать о более выраженной тенденции желания подростков вступать в интимно-личностные от-ношения: дружить, проводить вместе время, отдыхать, чем взаимодействовать в деловой сфере: поручать какие-либо ответственное дело, принимать в качестве партнера. Все это может говорить о затрудненной психологической адаптации мигрантов в кругу сверстников.

Таким образом, полноценное взаимодействие с окружающими - это важнейший показатель успешной адаптации мигрантов в новой среде. В дальнейшем, планируется выявить и проанализировать различные иные аспекты психологической адаптации мигрантов, и факторов, влияющих на ее успешность.

Список литературы:

1.Бедрина, Е. Б. Психологическая и социокультурная адаптации трудовых мигрантов из зарубежных стран глазами принимающего сообщества / Е.Б. Бедрина // Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире: мате-риалы 5-й Междунар. научн.-практ. конф. Пензенский государственный универ-ситет. – Пенза. –2020. – с.11. ISBN: 978-5-00150-950-9. – Текст непосредственный.

2.Константинов, В.В. Психологическая адаптация младших школьников, проживающих в России и вынужденных мигрантов /В.В. Константинов, Н.А. Мали // Интернет-журнал «Мир науки» 2016.– Том 4, №4.–URL: http://mir-nauki.com/PDF/34PDMN416.pdf. – Текст непосредственный.

3.Малышев, И. В. Характеристика социально-психологической адаптации личности подростков-мигрантов /И.В. Малышев // Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире: материалы 5-й Междунар. научн.-практ. конф. Пензенский государственный университет. Пенза. – 2020. – с.138 - 139. ISBN: 978-5-00150-950-9. – Текст непосредственный.

4. Шамионов, Р. М. Характеристики субъективного благополучия личности в условиях миграции / Р.М. Шамионов// Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире: материалы 2-й Междунар. научн.-практ. конф. / отв. ред. В. В. Константинов. М. –2014. – с.193-199. ISBN: 978-5-00150-950-9.– Текст непосредственный

Категория: Психологу
15.04.2021 13:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!