СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогические методы при работе со страхами старших дошкольников с овз

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире дети получают огромное количество неблагополучной информации, которая может не только способствовать торможению возможностей развития ребенка, но и обратить этот процесс в сторону регрессии. Вследствие этого современные педагоги и психологи большое внимание уделяют тому, что появляется множество детей с разными страхами, в особенности у детей с ограниченными возможностями здоровья. В частности, это касается детей с задержкой психического развития, отличающихся повышенной тревожностью и возбудимостью.

Изучением детских страхов занимались такие авторы как Захаров А.И., Вараксина А.В. и др. В исследованиях Захарова А.И. страх определяется как эмоционально обостренное отражение определенной угрозы для жизни и здоровья себя или близких в сознании человека.

Проявление страхов начинается в детском возрасте, когда ребенок только начинает постигать окружающий мир. Он верит всему, что услышал или увидел.

Старшие дошкольники имеют насыщенную эмоциональную жизнь, в которой имеются множество событий. Реакция ребенка на эти события формируют два разносторонних процесса. Одни события могут повысить самооценку, поднять настроение и повысить уверенность в себе. Другие события формируют заниженную самооценку, разочаровывают, делают жизнь безрадостной, вызывают опасения, тревогу и формируют страхи [5].

Самая яркая и чувствительная эмоция человека – страх. Он возникает в случаях, когда ребенку, его родным может грозить опасность, а он не знает как с ними справиться. Захаров А.И. видит две наиболее опасные угрозы для ребенка: это смерть и крах жизненных ценностей [2]. Сам страх проявляется непроизвольно, помимо воли ребенка и выражается чувством волнения, беспокойства и ужаса. Страх либо приходит моментально, при соприкосновении с опасностью, либо формируется при мыслительных процессах, когда ребенок постоянно думает о негативном событии. Если не взаимодействовать со страхом, не прорабатывать его, он не пропадает, а изменяется, в некоторых случаях превращаясь в фобии и доставляя многочисленные проблемы в формировании психики ребенка.

Многие работы психологов и педагогов современности подтверждают этот факт. Проблема страхов в жизни дошкольника, имеющего ограниченные возможности здоровья, заключается в том, что в развитии психики важную роль играет эмоциональное состояние. По мнению Вараксиной А.В. [1], страх может уберечь ребенка от опасности и рискованных поступков, а может сформировать неуверенность, вызвать тревожность и затормозить развитие личности.

Поэтому важна своевременная коррекция страхов дошкольников с ОВЗ, имеющих острую реакцию на мир, в котором они живут, где герои сказок реальны, а неодушевленные предметы могут оживать.

Среди разработанных методик коррекции страхов дошкольников наиболее эффективным являются рисуночные тесты и игровые методики, сформулированные Захаровым А.И. Они дают возможность предупредить развитие невротических отклонений в поведении дошкольников.

Для определения тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ используют методику «Мои страхи» Захарова А.И. [2], «Страхи в домиках» Панфиловой М.А. [3] и методику «Нарисуй свой страх» Захарова А.И. [2], а также составление карты наблюдений.

Методика «Страхи наблюдений» определяет преобладающие типы страхов, которые имеются у дошкольников. Это поможет определить типы страхов и сориентировать формирование коррекционной программы. В методике участвует 29 страхов. Для определения степени страха для каждого ребенка педагог предлагает выбрать домик, куда поселить этот страх. В красном домике живут страхи, которые не очень страшные, в черном – которых ребенок боится больше всего. Захаров в своей методике отмечает допустимое количество страхов для старших дошкольников – 15. Говоря о детях с ОВЗ допустимое количество может достигать 19.

Вторая проективная методика Захарова А.И. «Мои страхи» ориентирована на рисование [2]. Ребенок может спроецировать свой страх, не испытывая при этом негативных эмоций. При этом педагог может задавать наводящие вопросы, подсказывая, если ребенок не может самостоятельно нарисовать образ своего страха. Анализ рисунка происходит по нескольким параметрам: очертания рисунка, цвета, яркость, степень нажима, четкость прорисовки. Сформированная интерпретация нарисованного страха дает возможность понять особенности, степень выраженности и возможные причины появления страха.

При помощи рисования дошкольники выражают свои эмоции, постигают свои возможности и моделируют негативные ситуации. Рисующий ребенок не должен ничего не бояться, но он может уменьшить возможность возникновения страхов, что имеет большое значение в психическом развитии личности. Успех в устранении страхов заключен в понимании причин и особенностей их появления. Рисованием можно эффективно и быстро убирать страхи, порожденные воображением, то есть выдуманные. Более сложными для коррекции идут страхи, основанные не реальных произошедших событиях, случившихся давно и оставившие след в жизни ребенка.

Методика «Карта наблюдений» используется для наблюдения за отношением и поведением ребенка к проводимому исследованию страхов. Во время наблюдения фиксируются эмоционально-аффективные проявления страхов у дошкольников с ОВЗ. Полученные данные предоставляют информацию об окружающей атмосфере ребенка как в дошкольном учреждении, так и в домашних условиях.

Выбранные методики позволяют изучить страхи дошкольников с ОВЗ комплексно, подходят к этому вопросу с разных сторон. В первую очередь определяются типы страхов, далее проводится их внутренний анализ и в завершении оценивается общая атмосфера, в которой находится ребенок во время разговоров о страхах.

Таким образом, из разнообразных методов и методик коррекции страхов выделяется использование рисование и игры, как основных видов деятельности дошкольников. Этим отмечается своевременность и актуальность воздействия, влияющие на возможность помочь детям справиться со своими страхами.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ

Базой исследования был выбран МБДОУ «Детский сад 106 комбинированного вида», город Каменск -Уральский. Для анализа были выбраны 10 воспитанников подготовительных групп, имеющих диагноз ЗПР.

Рисунок 1 – статистика страхов детей подготовительной группы с ОВЗ

По данным рисунка 1 все 10 человек боятся смерти, 90% то есть 9 детей боятся смерти родителей. 9 детей боятся глубины, 80% то есть 8 детей боятся темноты, кошмаров, пожара и войны. 70%, то есть 7 детей боятся наказания, пожара, огня и резких звуков. 60%, то есть 6 детей боятся одиночества, сказочных героев, врачей и уколов.

После проведения диагностики страхов, детям предложили нарисовать своих страх. Перед заданием детям не говорили, что это избавит от страхов, поскольку ожидание может изменить достоверность исследования. Но то, что дети получили задание, формирует деятельность и мобилизует детей на борьбу со своими страхами. В ходе рисования преодолевается внутренний барьер, который является боязнью самого страха. Для ребенка факт того, что он рисует страх определяет его силы на борьбу, соприкосновение со страхами, возможность встретиться лицом к лицу, удерживать страх в памяти все то время, пока ребенок его рисует. Одновременно понимание того, что на рисунке страх ненастоящий, уменьшает стресс от соприкосновения с ним и то, чего боится ребенок не является психическим барьером, поскольку приобретает формы и формируется в образ. Интерес при самом рисовании гасит негативные эмоции, заменяя сосредоточением и удовольствием от выполненного задания.

В результате методики «Мои страхи» Захарова А.И. [2] было выявлено, что 60% детей нарисовали привидений. 40% нарисовали сказочных героев из компьютерных игр, либо монстров из мультфильмов. Еще 30% изобразили насекомых. Один ребенок нарисовал огонь и смерть родителей. Еще один ребенок нарисовал стихии (буря, наводнение). Особенности каждого рисунка, которые были обследованы и изучены, выделяют у детей астению, агрессию и депрессию. Из 10 человек, которые подверглись тестированию, серые и темные цвета в рисунках задействовали 7 детей. Это говорит о том, что у них нет радости от жизни, у них снижено настроение, множество страхов, с которыми ребенок не может справиться.

Третья методика «Карта наблюдений» дает общее представление о состоянии детей. В результаты были получены следующие данные: у 6 человек, то есть 60% постоянно меняется настроение. Те же 60%, то есть 6 человек разговаривали тихо. 5 человек, то есть половина опрошенных, говорили плаксиво, иногда доходило до слез. 3 ребенка, то есть 30% опрошенных детей с ЗПР в процессе анализа и проведения методик дергали рукой или ногой. Так же 3 ребенка имели дергающийся взгляд. При этом 7 человек, то есть 70% в ходе обследования не могли усидеть на месте.

Таким образом, в ходе проведенного исследования по трем методикам, возможно сделать вывод, что фактически каждый дошкольник подготовительной группы с ОВЗ имеет много страхов.

После проведения методик и получения результатов, важно сформировать коррекционную программу по работе со страхами. Она должна проводиться в виде игры, формируя новое представление о страхе на подсознании, вводя новые установки в реальную жизнь. Для этого используются разные методики, такие как игровые методики, песочная терапия, сказкотерапия, игры с водой. Все они должны способствовать расслаблению ребенка, снятию тревожности, формированию положительной Я-концепции, овладение чувством контроля и формирование положительной самооценки.

Коррекционная программа, которая будет присутствовать в формирующем этапе эксперимента, ориентирована на сокращение количества страхов детей с ОВЗ 6-7 лет. Констатирующий эксперимент показал высокий уровень страха у респондентов. Это доказывает необходимость формирования и апробации данной психолого-педагогической коррекционной программы.

Коррекционная программа должна заключать в себе самые эффективные методы работы со старшими дошкольниками с ОВЗ:

- арттерапия (рассматривается в трудах А.И. Захарова и других); [2]

- музыкотерапия (В.Н. Бехтерев и другие);

- сказкотерапия;

- беседы;

- психогимнастические игры и упражнения.

Таким образом, можно говорить о том, что количество страхов у детей с ОВЗ превышает норму для детей с нормой в развитии. Для коррекции страхов был использован метод рисования, который эффективно применяется для детей с особенностями в развитии. Эффект устранения от рисования достаточно велик и устойчив. Но в любом случае необходимо время, чтобы ребенок смог преодолеть внутренние барьеры боязни собственных страхов. Тогда власть страха над психикой ребенка постепенно спадет, повысится самооценка, появится вера в свои силы, что в результате обеспечит лучшую адаптацию детей с ОВЗ в обществе.

Библиографический список

  1. Вараксина, А.В., Ляпунова О. Е. Плассотерапия как средство работы со страхами// Психологические науки: теория и практика. — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 36-39
  2. Захаров, А.И. Дневные и ночные детские страхи/ А.И. Захаров, - Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 148с.
  3. Панфилова, М.А. Страхи в маленьких домиках. Диагностика детских и подростковых страхов/ М.А. Панфилова. - Школьный психолог, 1999, – с. 8,10-12.
  4. Панфилова, М. А. Тревожность и её коррекция у детей / М. А. Панфилова // Школа здоровья. – 2006. – № 1. – С. 17-28
  5. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст [Текст] / А. М. Прихожан. – СПб. : Питер, 2007. – 269- 322с
10.09.2024 20:20


Рекомендуем курсы ПК и ПП