СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогические основы формирования личностной саморегуляции младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследователями выявлено, что саморегуляция деятельности является основой образования, на основе которой формируется личностная саморегуляция. При изучении различных аспектов саморегуляции деятельности и саморегуляции поведения человек не ограничивается ролью исполнителя, а переходит к роли активного участника, и эта роль постепенно влияет на все аспекты его деятельности. Освоенные навыки становятся частью его личности и определяют его психологические особенности. Мы считаем, что личностная саморегуляция и саморегуляция деятельности дополняют друг друга. Оба аспекта включают в себя регулирование действий и отношений, но саморегуляция деятельности сконцентрирована на регулировании действий, в то время как личностная саморегуляция фокусируется на регулировании отношений. Исследование работ современных отечественных педагогов показало отсутствие специального исследования по вопросам формирования личностной саморегуляции у учащихся младших классов [1].

Основываясь на исследованиях российских ученых В. Давыдовa, А. Марковой, Д. Эльконина, отмечающих важность развития системы произвольной регуляции в психическом развитии детей младшего школьного возраста, мы приходим к выводу, что этот возраст является ключевым для формирования данной личностной характеристики. Особое внимание уделяется саморегуляции в учебной деятельности. Исследования психологов В. Давыдова, З. Калмыковой, Н. Менчинской, С. Рубинштейна, У. Ульенковой и других свидетельствуют о том, что развитие осознанной саморегуляции – один из важных аспектов превращения ученика в субъект учебной деятельности. Большая роль осознанной саморегуляции в обучаемости детей младшего школьного возраста также подтверждена. Важными психологическими механизмами развития учебной деятельности детей младшего школьного возраста считаются освоение действий контроля (самоконтроля), оценки (самооценки), которые являются проявлениями рефлексии и саморегуляции.

Важность самопознания в развитии рефлексии и саморегуляции также отмечается Е. Сорокоумовой. Чтобы осознать свои изменения как субъекта учебной деятельности, младший школьник должен развивать самопознание. В ходе целенаправленного обучения могут быть развиты следующие умения самопознания: слушать, слышать и понимать себя и других; быть внимательным к себе и окружающим; осознавать себя как уникальное явление природы; осознавать и оценивать свои и чужие поступки и действия; понимать свои эмоциональные переживания и настроение других [5].

По нашему мнению, указанные навыки охватывают различные аспекты развития личности, такие как познавательные, эмоциональные и управленческие. Анализ научных исследований, посвященных изучению саморегуляции личности, позволил нам выделить основные компоненты в отношении детей младшего школьного возраста.

Первый компонент – мотивационный – включает постановку целей в деятельности, подкрепление ее положительной мотивацией, осознание того, какие результаты ребенок хочет достичь, и планирование своих действий.

Второй компонент – эмоционально-волевой – включает в себя наличие эмоционального отношения к процессу деятельности, умение контролировать свои эмоции, организацию усилий для достижения цели, способность работать в ситуациях, когда нет желания или возникают трудности, а также проявление терпения и выносливости.

Третий компонент – деятельностно-практический – включает принятие и осознание поставленной задачи, сохранение цели до ее полного выполнения и способность контролировать свои действия в процессе ее выполнения.

Четвертый компонент – рефлексивно-оценочный – включает в себя критическую оценку промежуточных и конечных результатов, наличие адекватной самооценки и способность к саморефлексии.

Л. Фридман говорит, что в младшем школьном возрасте ученик легко принимает цели, предложенные учителем, но позднее он начинает стремиться быть активным участником своей деятельности и устанавливать собственные конкретные цели. Мы считаем, что для того чтобы ученик осознавал и принимал цель, необходимо, чтобы он не только участвовал в ее установке, но и вместе с учителем анализировал и обсуждал условия достижения этой цели (такие как повторение задания и составление плана), а также чтобы цель была подкреплена положительным мотивом, то есть внутренним личностным побуждением к действию и осознанной заинтересованностью в ее выполнении [6].

В. Давыдов подчеркивал важность положительной мотивации. Он считал, что ребенок должен получать удовольствие от учебы. Если такое стремление не развито в раннем школьном возрасте, то в будущем ни старание, ни ответственность не способны стать источником радостного и результативного обучения. Умение планировать предстоящую работу практически помогает достичь этой цели.

Результаты исследований О. Анищенко и Д. Воробьевой свидетельствуют о том, что дети младшего школьного возраста могут планировать свои действия, причем вначале планирование тесно связано с речью. У них есть способность обдумывать и выражать словами то, что они собираются делать. По нашему мнению, сложность этого процесса заключается в том, что ребенок должен предсказать, установить причинно-следственные связи между своими действиями и их последствиями. Другими словами, он должен иметь достаточно высокий уровень понимания реальности и осознавать логику своего собственного поведения. Наш анализ показал, что особенности планирования у детей младшего школьного возраста проявляются в неспособности придерживаться изначального плана. Еще одной особенностью является то, что цели, которые ставит ребенок, являются схематичными: он лишь намечает основные этапы работы, но не определяет способы ее выполнения. В связи с этим, важную роль играют формирование эмоциональной устойчивости и волевой регуляции у детей. Эмоциональное состояние ребенка во многом зависит от успеха в выполнении задания, а нарушение эмоционально-волевого компонента саморегуляции негативно влияет на учебу младших школьников.

Л. Славина в своих работах доказала, что, когда у ребенка нет желания выполнять задание, разбиение его на несколько маленьких отдельных частей, которые обозначаются целью, способствует не только началу работы, но и ее завершению. Для активации волевых механизмов ребенок должен понять, что является препятствием на пути к достижению цели, пережить трудности, дать себе приказ, сделать усилие и преодолеть преграду.

Для того чтобы заинтересовать ученика и вовлечь его в активную работу, необходимо, чтобы задачи, которые ему ставятся в процессе обучения, были не только понятны, но и имели для него значение и отражались в его личных переживаниях. Лучшим педагогическим средством для поощрения усилий ребенка и его стремления к новым достижениям является поддержка его интересов и настойчивости в достижении поставленных целей. На этом этапе особую роль играет личность педагога. Его внешний вид, способ общения, отношение к детям и атмосфера доверия и доброжелательности помогают поддерживать положительные эмоции ученика.

Мы представили реализацию деятельностно-практического компонента через основные компоненты учебной деятельности, такие как постановка цели, выбор условий ее достижения, выполнение действий и операций, контроль. Саморегуляция подразумевает не только способность присваивать опыт, но и целенаправленную активность самого субъекта, его самодвижение и саморазвитие, которые, во многом, зависят от сформированности самоконтроля и самооценки. Важно, чтобы педагог понимал, что уровень саморегуляции личности зависит от степени их формирования. В психолого-педагогической литературе самоконтроль определяется как осознание и оценка субъектом собственных действий и психических состояний; процесс, который предполагает наличие эталона и возможность получения информации о контролируемых действиях и состояниях.

Изучая развитие функции контроля, мы приближаемся к пониманию основных механизмов саморегуляции, так как именно в этот возрастной период происходит наиболее интенсивное овладение процессами управления собственным поведением, а сфера самоконтроля служит основой развития саморегуляции. Вовлекаясь в учебный процесс, младшие школьники учатся ставить перед собой задачи, находить пути и способы достижения этих целей и контролировать свои действия. Таким образом, ученики постоянно сталкиваются с необходимостью применять на практике нормы и правила, адаптировать их к новым условиям.

Рефлексивно-оценочный компонент проявляется во всех аспектах личной саморегуляции и выполняет важную функцию объединения. Рефлексия включает в себя способность анализировать не только свои действия, но и свои чувства, переживания, мотивы, а также связывать их с общепринятыми ценностями, действиями, мотивами других людей. Начальные формы рефлексии начинают проявляться и активно развиваться в младшем школьном возрасте под воздействием учителей и сверстников. Мы считаем, что рефлексивно-оценочный компонент должен сопровождать весь учебный процесс, а не быть его завершающей частью.

03.12.2023 20:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!