СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Почему трудности в обучении детей стали вечной проблемой школы? Педагоги-ученые основную причину возникновения трудностей в обучении младших школьников видят прежде всего в несовершенстве методов преподавания. Опыт работы педагогов- новаторов В.Н.Шаталова, С.Н.Лысенковой и других подтверждает верность этой точки зрения. Между тем многие учителя склонны объяснять слабую успеваемость недостатком волевых и некоторых нравственных качеств детей, отсутствием усердия и прилежания. Отсюда часто применяемые по отношению к отстающим школьникам такие репрессивные меры, как «проработка», вызов родителей.
Чтобы не упрощать проблему трудностей в обучении младших школьников, необходимо заметить, что в их основе лежит не одна причина, а несколько, и довольно часто они действуют в комплексе. Бывает и та, что на первоначальную причину трудностей ученика наслаиваются новые, вторичные причины как следствие отставание в учебе. Эти причины также могут быть разнообразными, потому что школьники не одинаково реагируют на свои трудности.
На первых этапах обучения в младшем школьном возрасте любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность – с другой, определяют положительное отношение к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных оценок. Отставание в учебе, плохие оценки, чаще всего остро, до слез переживаются детьми.
Кроме того, отношение к оценке зависит от личностных особенностей школьника, таких как мотивация, взаимоотношения с учителями, родителями, учащимися, характера самооценки.
Не умея достаточно хорошо дифференцировать причины возникновения школьных трудностей в обучении, учителя обычно используют весьма скудный и далекий от совершенства набор средств помощи ученикам. Все виды педагогической помощи практически можно свести к двум: организация дополнительных занятий, на которых применяются традиционные (такие же, как на уроке) методы обучения, и оказание различных мер давления на ученика. Все эти средства не только малоэффективны, но нередко оказываются и вредны, так как не воздействуют на причину и позволяют запустить «болезнь» трудностей.
© 2022, Соловьева Татьяна Викторовна 149