СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психотехнические игры для педагога.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Психотехнические игры способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению психической напряжённости, расширению профессионального самосознания. Регулярное выполнение учителем психотехнических игровых упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять собой для сохранения и укрепления психического здоровья и достижения успеха в профессиональной деятельности.

Занятия психотехническими упражнениями не требует большого количества времени и специальных помещений. Педагог может практиковать их в перерывах между уроками, на уроках, когда школьники самостоятельно выполняют полученное задание, по дороге на работу или домой.

Упражнения взяты из книги Н.В. Самоукиной «Игры в школе и дома».

Упражнение 1. «Дыхание»

Упражнение желательно выполнять перед началом урока. Устройтесь в кресле или на стуле. Расслабьтесь и закройте глаза. По собственной команде постарайтесь отключить внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на своём дыхании. При этом не следует специально управлять дыханием, не нужно нарушать его естественный ритм. Упражнение выполняется в течение 5-10 минут.

Упражнение 2. «Психоэнергетический зонтик»

Упражнение проводится в первые минуты после начала урока, а также, при необходимости, периодически в течение всего урока.

Учитель встает перед классом, желательно - в центре классной комнаты, и в процессе объяснения старается представить, что за счет его воли и сознания над классом образуется своеобразный «зонтик», плотно накрывающий всех учеников. Цель самого учителя: уверенно, крепко и стабильно держать ручку этого «зонтика» на протяжении всего урока. Упражнение формирует способность контролировать ситуацию в классе.

Упражнение 3. «Распределение внимания»

Важно также научиться эффективно распределять своё внимание в учебной ситуации в классе. Основными её элементами выступают: учащиеся (каждый ученик со своим характером и уровнем успеваемости), подача учебного материала и регулирование учителем собственного состояния.

Упражнение выполняется в течение 15-20 минут, в домашней обстановке. Включите телевизор и раскройте незнакомую вам книгу (для начала лучше взять художественную или публицистическую). Попробуйте одновременно читать книгу и «краем глаза» смотреть и слушать телевизор. Последите за собой: через несколько минут вы почувствуете себя утомленным? Если утомление наступило уже через 4-5 минут, значит, ваша способность к распределению внимания слабо развита. Затем попробуйте для себя на бумаге кратко воспроизвести то, что вы читали, и восстановить виденное на телеэкране. По мере того, как часто вы будете практиковать упражнение, с каждым разом вы будете эффективнее распределять своё внимание.

Упражнение 4. «Переключение внимания»

Учителю важно уметь легко и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Наиболее действенными способами тренировки, развития способности к внутренней подвижности и быстрому переключению внимания являются спортивные игры с мячом (теннис, волейбол, баскетбол). Поэтому всегда, когда появляется возможность поиграть на спортивной площадке, обязательно ею воспользуйтесь. Кроме того, можно рекомендовать специальное упражнение, которое желательно проводить дома или в перерывах между уроками в течение 15-20 минут. Займитесь счетом (арифметическими действиями с цифрами), затем, через 3-4 минуты после начала счета, без перехода, сразу же начните читать сложный газетный текст в течение 5-7 минут. Остановитесь. Посмотрите, сколько ошибок вы сделали при подсчетах, а также попробуйте как можно полнее и детальнее воспроизвести прочитанный текст.

Упражнение 5. «Мудрец»

Советы психологов помогут вам во многих проблемных ситуациях. Во многих, но не во всех. Вы можете столкнуться со сложными вопросами, решение которых трудно найти. Что же делать в таких случаях? У кого спросить мудрого совета? Опыт показывает, что лучший советчик для вас – вы сами, точнее, ваше подсознание. Как наладить с ним диалог? Предлагаем вам упражнение, помогающее спросить совета у собственного «Я».

Сядьте в удобное кресло. Закройте глаза. Выполните релаксационное упражнение «Внутренний луч». Затем представьте поляну, на ней большой развесистый дуб. Под дубом сидит старый мудрец, который может ответить на любой вопрос, какой только вы сможете ему задать. Сформулируйте свой вопрос ( в уме). Выслушайте (в уме) ответ мудреца. Можно ограничиться вопросом – ответом, а можно организовать диалог с мудрецом. За спиной мудреца висит календарь. Прочитайте и запомните дату вашей беседы.

Упражнение 6. «Черный ящик»

Предлагаем вам поразмышлять о своих учениках. Например, на уроке вы рассказываете новый учебный материал. Все учащиеся внимательно слушают, но каждый из них воспринимает информацию по - своему. Один мгновенно схватывает суть и дальше начинает скучать, другой понимает медленно, с напряжением. Третий вертится, ему трудно сосредоточиться. Четвертый….

Переберите в уме 5-7 своих учеников. Постарайтесь заглянуть в их внутренний мир, понять и почувствовать их индивидуальность. Почему один быстро воспринимает новый материал, а другой – нет? Почему первый легко сосредоточивается, а второй – невнимателен?

Сделаем следующий шаг. Подумайте теперь, в какой форме следует давать учебный материал первому ученику, а в какой – второму. В чем заключается разница в стиле и методах обучения первого ученика, и в чем второго. Можете ли вы так изменить свой урок, чтобы как можно больше учитывать индивидуальные особенности учащихся? Что для этого надо сделать?

Упражнение 7. «Барабан – скрипка»

Представьте, что все люди могут быть разделены на две большие группы – «Барабаны» - это те, кто обладает устойчивой психикой, спокойствием, медленно понимает и отвечает, это так называемые «толстокожие» люди. Они, как барабаны: для того, чтобы получить их реакцию, необходимо весьма сильное воздействие. «Скрипки» - это те, которые характеризуются высокой чувствительностью, эмоциональностью, быстрой реакции. Они соответственно как скрипки: достаточно только затронуть струны их души, как возникает ответ.

«Барабаны» - это выносливые люди, и хотя звуки, которые они издают, несколько грубоватого звучания, но трудолюбия и упорства им не занимать. «Скрипки» - это люди тонкого склада, воздействие большой силы может вызвать у них шоковое состояние, а на нежное, ласковое прикосновение они отвечают красивым, гармоничным звуком.

Игра заключается в следующем. Возьмите список своего класса и каждого из своих воспитанников отнесите либо в группу «барабанов», либо – «скрипок».

Продумайте, как следует общаться с «барабанами» и «скрипками»? Чего вы можете от них ожидать? К какой группе вы могли бы отнести самого себя?

Упражнение 8. «Иванов, Петров, Сидоров»

Мы хотели бы открыть вам маленький психологический «секрет». Учитель, использующий средства педагогического манипулирования, обычно называет своих учеников только по фамилиям. Такое формальное общение «сверху - вниз» подчеркивает деловой, административный стиль воздействия; и, напротив, стремящийся к реальному общению с ребятами, как правило, называет их по именам. Причем, чем чаще он произносит имя своего ученика в беседе с ним, тем прочнее организуется психологический контакт между ними.

И последнее. Манипулирующий учитель часто называет своего ученика в третьем лице в его присутствии. Например: «Вы только послушайте, что он говорит?!» Ученик стоит рядом и слышит, что о нем говорят, как об отсутствующем человеке. Можете себе представить, какое унижение он при этом испытывает?

Мудрый учитель никогда не позволит себе такого обращения с учеником. Он скажет « Валера, ну что же ты говоришь?!» Вы поняли разницу в этих двух фразах?

Упражнение 9. «Невидимая нить»

Педагогическое манипулирование невозможно, если учитель стремится к психологическому контакту с классом, с отдельными учащимися. Предлагаем вам образ, который поможет в организации такого контакта.

Когда вы разговариваете со школьником, представьте, что между вами протянулась невидимая нить – от ваших глаз к его глазам, от вашей души к его душе. Говорите так, чтобы не порвать эту нить, держите ее и балансируйте на ней.

Общаясь с классом, натягивайте эту психологическую нить между собой и ребятами, отслеживайте её: в какой – то момент беседы она ослабевает, затем снова напрягается. Помните, эта нить – ваш взаимный психологический контакт с вашими учениками.

Категория: Всем учителям
28.01.2020 09:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!