СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пушкинский конкурс, 2009 год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это эссе я писала, зная, что не могу вновь участвовать в конкурсе. Да, собственно, я ни на что не надеялась, просто хотелось высказаться.

IX Международный Пушкинский конкурс для учителей ближнего зарубежья, Болгарии, Германии и Израиля 2009 года

Сочинение на тему:

«Русский язык: учить нельзя забыть. Где ставят запятую ваше государство и ваши ученики»

(эссе)

Знаю, что не должна писать это эссе, но не могу… Не могу, потому что живу в такой стране, где любые размышления о судьбе русского языка оказываются болезненными. Не могу, потому что думаю, говорю, пишу на русском языке, преподаю его, живу им и не хочу, чтобы кто-то решал одной запятой судьбу МОЕГО языка…

Знаю, что это эссе может быть только внеконкурсным. Пусть так и будет. Главное поделиться с «родными» людьми своими размышлениями, наболевшими проблемами, касающимися судьбы языка, при упоминании которого чаще бьется сердце, судьба которого не может оставить равнодушным ни одного умного, думающего, творческого человека в моей родной Украине…

Поверьте: так тяжело ходить два с лишним месяца вокруг компьютера, знать тему, которая тронула тебя с первого ее прочтения, и не высказаться, не излить душу в исповеди, которую прочтут те, кому не все равно, что творится с НАШИМ языком…

Пишу и ловлю себя на мысли, что убеждаю себя в чем-то, а, может быть, уговариваю кого-то. Прекратить сомневаться!. Вспомнить все то, что вынашивала в уме все это время, что волновало, заставляло задавать один и тот же вопрос ученикам, которые привыкли к таким неожиданностям, потому что знают меня уже не первый год.

Мои десятиклассники… Сколько же я с ними прошла испытаний… Сколько трудностей мы преодолели вместе… Не учат… Не читают… Это уже не о них. Да, не скрою: и не учили, и не читали… И сейчас есть такие… Но большинство учеников десятого класса все же поняли, что знания им нужны, что в жизнь взрослую они уйдут очень скоро, и не будет рядом плеча школьного учителя, не будет возмущений по поводу непрочитанного произведения или невыученного правила… Не будет кабинета русского языка с портретом великого Пушкина на стене, знакомыми книгами на полках… Будет что-то другое… А русский язык-то останется. Никто «не запретит говорить на том языке, на котором ты сказал первое слово, прочитал первое стихотворение», никто не запретит тебе «и дальше совершенствовать свои знания», никто не будет «пытаться помешать тебе учить своих детей родному языку»… И никакая политика не сможет вмешаться в твою любовь к родному слову. А слово это «произносишь ты на РУССКОМ языке». Вот так рассуждали мои десятиклассники, современные равнодушные люди, говорящие в своем кругу на сленге, предпочитающие книге интернетовский «Вконтакте»… Но ни минуты при этом не сомневающиеся, что запятую нужно ставить только так: учить, НЕЛЬЗЯ забыть. «Это без вариантов и сомнений»…

О себе говорить не буду. Я – человек другого поколения, «рожденная в СССР», воспитанная на уважении и любви к русскому слову… Горжусь тем, что судьба подарила мне такое сокровище – русский язык. Конечно, сложно преподавать в школе предмет, который вдруг становится не нужным ни при прохождении государственного независимого тестирования, ни при заполнении документов… Обидно, что часов слишком мало, чтобы качественно и вдохновенно преподнести творчество великих русских писателей, чтобы достучаться русской поэзией до каждого детского сердечка, чтобы показать красоту, величие и мощь русского слова. Лучше промолчу, наверное, о том, что курс, который мы, учителя-русисты преподаем последние несколько лет называется не РУССКАЯ литература… А уж один из учебников РУССКОГО языка, изданный в период перехода на 12-летнее обучение, вообще оставляет желать лучшего. И нет моего учительского права выбирать ту учебную книгу, которая нравится мне и моим коллегам, потому что «государство так решило»… Предмета, который есть в школьном расписании всех русскоязычных школ, нет в перечне выпускных экзаменов. Программа составлена таким образом, что мы «страхуем» знания наших учеников по украинскому языку, где это возможно. Да, и называется теперь русский язык «языком национальных меньшинств». Поразительно, но мы единственное государство из всех образовавшихся на постсоветском пространстве, где русский язык назван так унизительно. Пусть бы «иностранный»… Тем более что среди обязательных видов работ теперь есть аудирование, чтение молча и вслух. И это громко называется «формированием коммуникативности»… Как же больно, оказывается, размышлять над проблемами своей любимой профессии…

Мысли… Слова… Наболевшие проблемы… Сколько раз я уходила в своих беседах с учениками и своих творческих работах от «политизации». Но, увы! Раз задан прямой вопрос – должен быть дан такой же честный и прямой ответ. Мы с нашими знаниями становимся не нужны родному государству. Но мы еще чувствуем поддержку тех, кто называет нас соотечественниками, потому что мы – «носители русского языка».

Я знаю, что мне «запрещено» пользоваться методическими пособиями из России. Но я ими пользуюсь, и буду пользоваться, потому что только так я смогу ощущать личную помощь мне как «подвижнику русского языка и культуры». Спасибо за такое гордое звание России! Кто может запретить следить за новинками российской методической литературы?. Почему нельзя пользоваться учебниками для российских школ?. Пару лет назад одной моей коллеге, лауреату Пушкинского конкурса, вынесли выговор за то, что она учила своих учеников по российским учебникам… Думаю, комментарии излишни… Государство, в котором я живу, хочет поставить запятую совсем не там, где ставят ее мои ученики: учить нельзя, ЗАБЫТЬ. А мы вот никак не поддаемся: учим своих детей любить поэзию Пушкина и Лермонтова, преклоняться перед гением Льва Толстого, любить Петербург «странною любовью», овладевать трудностями русской орфографии, знать, что где-то в России есть Эрмитаж, Третьяковская галерея, Великий Новгород, Царское Село… Что Россия подарила миру Рахманинова и Чайковского, Репина и Сурикова… И пока бьется мое сердце, я буду передавать ученикам свой восторг от всего увиденного в детстве в Ясной Поляне, Калуге и Туле, рассказывать о тех аллеях, по которым ходили Пушкин и Ломоносов… Пока я дышу и мыслю, я буду говорить на РУССКОМ языке… А еще я буду не только читать ученикам свои любимые стихи, но и дарить свои, написанные на родном языке специально для них с поучениями и наставлениями. И они меня, конечно, поймут…

Категория: Прочее
13.03.2016 15:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!