СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пушкинский конкурс, 2007 год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Говорят, что нельзя войти в одну реку дважды!? Мне это удалось. В Год Русского Языка организаторы Пушкинского конкурса внесли в Положение временные изменения: к участию приглашались Лауреаты прошлых лет. И я снова оказалась в числе победителей, я снова была счастлива.

VII Международный Пушкинский конкурс для учителей русского языка стран СНГ и Балтии 2007 года

Сочинение на тему:

«Язык. ru. Нужен ли русский язык компьютерному поколению»

(эссе)

Письменный стол…Включённый компьютер…Первые слова занимают свое место в тексте. «Язык.ru»!? Сайты, порталы, чаты, электронные адреса… Размышления…Воспоминания…Что-то не пишется…

В приоткрытую форточку слышен шум улицы. Мой взгляд скользит по часам: 15.00 – сейчас загудит металлургический завод, и в большинстве своём представители «некомпьютерного» поколения, но говорящие на русском языке, закончат смену и отправятся домой решать семейные проблемы. Знаете, наш завод гудит в шесть и семь утра, напоминая всем жителям Донецка о начале трудовой смены, потом в 14.00 и 15.00, оповещая всех, что смена закончена… Старый, добрый паровозный гудок. Для компьютерного поколения слово «паровоз» устарело и не вызывает никаких эмоций. Но ни они, ни мы уже никак не можем без нашего гудка. Зимой в квартирах окна закрыты и почти не слышно, как просыпается вместе с заводом мой город. А сейчас весна…снова весна…новая весна… И заводской гудок хорошо слышен, и город мой по-прежнему прекрасен, и люди вокруг меня все еще говорят по-русски, и школы в Донецке в большинстве своем «русские» и слабо компьютеризированные…О чём это я?. Не пишется…

Книжная полка… Какие разные книги!. С каждой книгой связаны какие-нибудь воспоминания: Достоевского покупала сама, Некрасова подарили родители, Маяковский достался (и это здорово!) по подписке в приложении к журналу «Огонёк», Есенина привезла из очередного отпуска подруга… Книги на русском языке, на родном языке, понятном и любимом… Сейчас книги не дарят и классику не покупают. Сейчас в моде другие подарки, а на гребне времени другие авторы. Нет, я, конечно, ничего не имею против современных авторов, наоборот, почетное место на моей книжной полке заняли романы Сергея Лукьяненко. Нравится фантастика, всегда нравилась. Да, что там объяснять, я так и осталась на всю жизнь мечтателем и романтиком…Рядом с книгами подставка для дисков, на которых учебные программы и фильмы по произведениям школьной программы. Без них я уже не могу обойтись в своей работе так же, как без книг. Вот так! А вы говорите, компьютерное, некомпьютерное поколение. Какая разница? О сокровенном в любое время, но только на родном языке, не имеет значения в традиционном варианте или электронном… О чем это я? Снова не о том… Нет, наверное, все же о том! А это что за книга? «Возвращенный мир.1 том» - книга, которую мне подарили в Москве два года назад.

Два года! Много это или мало? Кто может точно ответить на этот вопрос? Для родной моей Украины – это, наверное, очень много, для украинских школ – просто неизмеримо много, для меня… – не знаю… - с какой точки зрения посмотреть… Если в ракурсе нахлынувших воспоминаний, то все было словно вчера: большой конверт из Москвы, поезд «Донецк – Москва», Белый зал Московской мэрии… А если в ракурсе того, что «дважды в одну реку не войти», то, как же давно это было:…Белый зал Московской мэрии … и… много добрых, теплых, справедливых слов в адрес пятидесяти лауреатов Пушкинского конкурса. Как же давно это было! И как недавно это было!. О чем это я? Снова не о том… Не пишется!. Мешают нахлынувшие воспоминания. А почему собственно не о том? Оказывается, бывает, что зовут в «одну реку дважды … войти». Вот я и подумала: «А что, собственно, я теряю?» Ничего! Наоборот, вновь появляется возможность поразмышлять, помечтать, проанализировать…

«Язык.ru. Нужен ли русский язык компьютерному поколению»…Во-первых, следует определить возрастные рамки этого самого поколения. Мы с вами, в достаточной мере владеющие компьютером, пользующиеся без труда мобильными телефонами, иногда даже «могущие» поддержать разговор, касающийся современной техники, никак не относим себя к этому самому поколению. Мы скорее обойдемся без компьютера, чем без книги. Нам-то русский язык нужен: мы выросли с ним, мы совершенствовались в нем, мы не очень любим иностранные слова… словом, русским языком мы не просто владеем, мы им живем. Думаю, со мной согласятся представители среднего поколения, выросшие на книгах русских классиков. Это не громкие слова – об этом говорили в редакции «Российской газеты» мои коллеги из разных стран СНГ и Балтии два года назад. Для нас ничего не изменилось. «…О сокровенном нужно говорить только на родном языке!» Я хорошо помню свои слова, сказанные тогда. Я могу их повторить и сейчас…

Но речь не о нас с вами, а о молодежи, которая во все времена была «передовой». Моя старшая дочь(24 года) владеет компьютером настолько, насколько ей это необходимо для работы заместителем редактора газеты «Московский комсомолец – Донбасс». Девушка, названная нами красивым русским именем – Дарья, носящая с гордостью украинскую фамилию своего отца, окончившая русскую школу, а после – украинский филфак, свободно говорящая и по-украински, и по-русски, считает, что без русского языка «компьютерное поколение» пока еще не обойдется, хотя себя к таковому не относит.

Младшая наша умница, студентка (20 лет), с царственным именем Анна, названная в честь моей торопецкой бабушки, не просто владеет компьютером – она будущий программист и с «машиной» на «ты». Однако себя к «компьютерному поколению» относит с большими оговорками. Русский язык считает своим родным, важным и нужным. Как же без русского языка? Ведь прекраснее всего на свете звучит «я тебя люблю» именно на русском языке, а не на Java Script…

А давайте пройдемся по улицам моего родного Донецка. Посмотрим на людей, послушаем как они говорят…Если забыть о том, что когда-то писателями и учеными были выработаны нормы литературного языка, то услышанное вполне соответствует нашему обществу… Плохо, ой, как же плохо «говорят» горожане, особенно это самое «компьютерное» поколение… Нет, по улицам гулять с целью «послушать» - дело неблагодарное. Кажется, что нашему народу ничего, кроме крепкого словца уже и не нужно для общения. Но ведь это не так… Давайте зайдем в самую обыкновенную школу, где по коридорам стоит тишина, когда идут уроки, и все гудит, как пчелиный рой, от пола до потолка, когда раздается звонок на перемену. Такова и моя школа, в которой я училась в далекие 70-е и работаю вот уже больше десятилетия. Здесь учат русский язык!. Учат с первого по одиннадцатый класс. Вот как учат – это другой вопрос. Кто в этом виноват - это уже не к тем, кто учит. И не важно, что часов совсем мало, - предмет мой остается востребованным и любимым. Доказательством тому недавнее анкетирование восьмиклассников, в котором они много хороших слов сказали о русском языке и его роли в своей жизни. Мальчишки и девчонки, с усердием отвечавшие на вопросы анкеты, хотят знать русский, чтобы быть коммуникабельнее, чтобы прочитать еще много книг в будущем, даже если книги будут в электронном варианте. Хотя дети признались мне, что некоторые из них очень любят «поваляться» на диване с книжкой. Представить себе плывущий под алыми парусами корабль, счастливую Ассоль и благородного Грея, странную «тургеневскую девушку» Асю, танцующую на балу Вареньку и ее отца, командующего наказанием солдата… Они, мои восьмиклассники, такие разные…Они хотят знать много новых слов, правильно строить предложения, создавать высказывания в зависимости от ситуации. И во всем могу и должна им помочь я и мои коллеги, владеющие русским языком с детства и никогда не думавшие над вопросами «надо или не надо», «в совершенстве или как-нибудь». Нам нужно достучаться до их сердец, не дать повода к сомнению о значительной роли русского языка как языка международного общения…

А вот теперь после всего вышесказанного я приглашаю вас к себе в кабинет. Здесь все дышит моей любовью к русскому языку и литературе. Здесь «обитает» мой неугомонный 7-Б класс, самые типичные представители «компьютерного поколения». Они очень любят наш кабинет, ухаживают за цветами, следят за чистотой и за тем, чтобы я вовремя меняла тематический материал на стендах. У них у всех есть «маленькие компьютеры» под названием «мобилка», не у всех, правда, есть дома компьютер, но каждому из них хорошо известно, как им пользоваться. Они все знают, где находится ближайший компьютерный клуб, за дополнительным материалом по любому из школьных предметов они чаще обратятся теперь в Интернет, чем в библиотеку. Учиться просто им не интересно, мел, «тряпка» и картонная таблица их уже не вдохновляют. Поэтому с восторгом и приняли предложение участвовать в акции к 70-летию любимой команды «Шахтер», за что и получили DVD. Пришлось купить и телевизор. Вот теперь собираем видеотеку фильмов по произведениям школьной программы…И уроки русского языка они любят по-особому. Думаю, что им нужен наш «великий, могучий, правдивый и свободный» русский язык. Только не надо у них спрашивать «почему» они его учат. Удивленно посмотрят, пожмут плечами и займутся своими делами, по их мнению, более важными, чем вопросы приставучих взрослых.

Очень жаль, что моя школа плохо компьютеризирована, что учитель информатики без специального образования и опыта. Как же не хватает мне и моим ученикам использования учебных компьютерных программ по русскому языку, литературе и культуре. Вот и лежат сиротливой стопочкой диски, привезенные из Москвы. А как же хочется ими пользоваться, разнообразить уроки, осовременить обучение. Как редко сбываются теперь мои желания… Диски с учебными программами – это один из видов помощи России подвижникам русского языка и культуры на постсоветском пространстве. Это и толчок, если можно так выразиться, к созданию собственных презентаций творческими учителями – исследователями, как назвал нас в прошлом учебном году облсовет. Вот и создаю презентацию на свое любимое «детище» - сценарий «Ранены мы в душу тобой, Афганистан», о котором я писала в своей первой работе. Хочу, чтобы для компьютерного поколения осталось то, что было с любовью собрано за много лет, чтобы они, наши дети, знали, понимали и умели больше, чем мы…

Донбасс говорил, говорит, и будет говорить на русском языке еще очень долго, я в этом уверена. Регион наш богат не только углем, но и тем, что есть у нас два прекрасных языка, которые совершено равноправно изучаются в наших школах, есть традиции двух братских народов, которые сохраняются для будущих поколений энтузиастами своего дела… К русскоязычным на Украине относятся с пониманием, а то, что пытаются пропустить через политику, к простому народу не относится! Те, кто делом своей жизни считает сохранение красоты и чистоты русского языка, воспитание подрастающего поколения в уважении к богатой русской культуре, конечно же не могут обойтись без поддержки и помощи России: книги, журналы, конкурсы, курсы повышения квалификации для учителей стран СНГ и Балтии… Спасибо! Низкий поклон всем тем, кто верит в нас и в наше подвижничество!

Нужен, нужен и еще раз нужен русский язык нашим детям, каким бы поколением мы их не считали: «джинсовым», «дискотечным» или «компьютерным». Наши дети – это дети русскоязычного Донбасса, где переплелись многие культуры. Они очень хотят знать много языков, в том числе и русский, родной от рождения, необходимый для общения, прекрасный от природы. Произведения на родном языке понятны и любимы, они будят воображение, заставляют работать память, обогащают человека интеллектуально. Ни один компьютер, ни одна программа, ни один самый современный язык программирования не могут сравниться с книгой на родном языке. Никакая электронная программа не заменит живого общения между людьми. Мы пока еще славяне, очень эмоциональные и разговорчивые. Дети наши очень похожи на нас, даже если кто-то громко называет их «компьютерным» поколением…

Кажется, я сказала все, что хотела. Это оказалось труднее, чем в первый раз. Наверное, потому, что тема в этот раз публицистическая, менее эмоциональная, как мне показалось, однако не менее интересная, как оказалось… Не пишется?. Ошибалась…Очень даже пишется!.

А за окном уже вечер, тихий, прохладный весенний вечер. Пора закрывать форточку… Взгляд снова скользит по часам: 19.00 – это значит, что сейчас снова загудит завод…Пора заканчивать свои размышления, уступать место за компьютером дочери – будущему программисту. Вот ей-то без «компа» никак не обойтись… Пора готовиться к завтрашней встрече с подрастающим компьютерным поколением, хорошо продумать урок, чтобы и им, и мне было интересно и современно…Сейчас придет «после верстки» доченька-журналистка и, не смотря на усталость, обязательно прочитает мое эссе. Одобрит или раскритикует? Скажет отсылать или посоветует «не входить в одну реку дважды»?. Что бы ни сказала, знаю одно: я по-прежнему счастливый человек, не жалею, что села за эту работу, хочу, чтобы ее просто прочитали …

Категория: Прочее
13.03.2016 15:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!