СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рассматривая различные приёмы и методы обогащения индивидуального словаря младшего школьника на уроках русского языка, одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра.
Игра помогает формированию фонематического восприятия слов, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное – обогащает словарный и лексический запас детей, стимулирует их речь, способствует формированию орфографической зоркости младшего школьника.
При работе по запоминанию новых слов следует учитывать ряд условий:
• установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
• заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
• яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
• образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
Для запоминания слов используются различные мнемонические приемы: стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.
Основными источниками пополнения словарного запаса учащихся являются разговорные уроки, повседневная речевая практика, чтение. Поэтому рекомендую, начиная с первого класса, на каждом уроке создавать различные речевые ситуации (диалог, беседа, экскурсия, рассказ) в результате чего учащиеся усваивают новые слова, закрепляют ранее усвоенные.
Приведем примеры игр со словами:
«Каркас». Сначала выбирают три (две и даже одну) согласные буквы (например, к, н, т). Затем все играющие «натягивают на каркас» гласные буквы (а также мягкий, твердый знак и букву й), то есть придумывают слова, состоящие из этих согласных (в любом порядке) и любых гласных («ткань», «кант», «канат»). Побеждает тот, кто придумал последнее слово.
«Угадай фразу». Ведущий берет какую-нибудь книгу и читает начало любой фразы. Остальные пытаются угадать ее продолжение. Через некоторое время загаданная фраза читается до конца, и все играющие могут сравнить то, что было сказано ими, с настоящим окончанием фразы. Тот, кто угадывает конец фразы (или почти угадывает), получает очко. Можно читать не начало, а конец фразы. Сначала ведущий должен выбирать нетрудные задания, чтобы ребятам было интересно играть.
Можно использовать метод составления словариков на основе лексики прочитанных художественных произведений, который очень хорошо зарекомендовал себя и уже довольно долгое время применяется многими учителями в своей работе.
Начиная с первого класса, необходимо развивать внимание учащихся к значению слова, давать упражнения, позволяющие в дальнейшем формировать умение самостоятельно толковать значение слов, побуждающие определять и сравнивать языковые единицы: звук, слово; наблюдать за тем, как изменение одного звука в слове ведёт к изменению его лексического значения.
Только тогда дети будут стремиться запомнить слово, употребить его в речи, будут активно использовать его в своем индивидуальном словаре, что в конечном итоге поможет им овладеть красивым, правильным и выразительным русским литературным языком.
© 2015, Иващенко Людмила Михайловна 508