СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для внеурочных занятий для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по экологии

«Экологический букварь»

 

Пояснительная записка

 

Основной целью курса «Экологический букварь» является знакомство с видовым разнообразием растительного и животного мира, их взаимоотношениями между собой и средой обитания, формирование целостного представления о природе.

Познавательный аспект содержания раскрывается посредством знакомства с живыми объектами природы, необходимыми для сохранения видов животных и растений.

В задачи данного курса входит:  расширения знаний о животном и растительном мире, формирование бережного отношения к природе, воспитание навыков правильного поведения в природной среде. Необходимо воспитывать у детей эстетическое и нравственное отношение к среде обитания живых организмов, вырабатывать у них умение вести себя в соответствии с общечеловеческими нормами морали. Дети младшего школьного возраста должны понимать и осознавать правила своего поведения в окружающей среде, чтобы самим определить необходимость соответствующих действий в конкретной ситуации.

Программа «Экологический букварь» разработана по принципу букваря и рассчитана на детей 6 – 7, 8 лет, которая только знакомятся с алфавитом. От буквы к букве накапливают багаж знаний о природе. На каждом занятии они знакомятся с представителями растительного и животного мира только на одну из букв алфавита. Материал не следует перегружать рассказами о многих видах флоры и фауны, а можно остановиться более подробно на одном или двух. В процессе работы на занятиях можно использовать «Экологический букварь» Е.А. Седлецкой (Москва, 1994 г.), по которому дети могут работать самостоятельно. Излагаемый материал должен быть доступным, познавательным, развлекательным и нести в себе воспитательные моменты. Необходимо чередовать различные формы и методы работы, менять виды деятельности, что и предусмотрено в данной программе. С учетом возрастных особенностей детей необходимо больше использовать дидактический материал, игры, загадки, ребусы и кроссворды, делать зарисовки, включать просмотр диафильмов, вести наблюдения в природе и в живом уголке, работать с природным материалом.

В комплексном курсе «Экологический букварь» предусматривается чередование практических и теоретических занятий (работа с природным материалом). При работе с природным материалом повторяется и закрепляется материал, полученные на теоретических занятиях. Объекты живой природы воплощаются в аппликацию или композицию посредством засушенных листьев, цветов и т.д. Работа с природным материалом развивает у детей любознательность, побуждает к творчеству. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения детей с родной природой, воспитание бережного отношения к ней и формирование первых трудовых навыков.

К концу курса «Экологический букварь» дети должны знать:

  • Названия животных и растений;
  • Их внешний вид;
  • Места обитания, чем питаются в природе;
  • Какую пользу приносят природе (или вред);
  • Взаимоотношения животных организмов друг с другом и с окружающей средой;
  • Как хозяйственная деятельность человека влияет на живые организмы;
  • Мероприятия по уменьшению вредного воздействия этой деятельности и сохранению живой природы.    

 

К концу данного курса дети должны уметь:

  • Распознавать изученные растения и животных;
  • Называть места их обитания;
  • Находить взаимосвязи в животном и растительном мире;
  • Давать рекомендации по сохранению многообразия животных и растений;
  • Охранять животных и растений, правильно вести себя в природной среде.

 

По работе с природным материалом дети должны знать:

  • Природные объекты, которые они воплощают в аппликацию и панно, их внешний вид и места обитания, названия деревьев, кустарников, трав, от которых собраны листья.

Должны уметь:

  • Собирать и засушивать листья, устанавливать поэтапную последовательность изготовления, соединять из отдельных частей целое.

 

Оригинал программы рассчитан на 136 часов по 4 часа одно занятие. Для работы с школьниками на базе МБОУ СОШ№12  программу сократили до 17 часов по 1 часа в неделю (1 занятие – 1 час). 

 

Тематический план курса «Экологический букварь»

 

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практика

Дата факт

Дата проведения

Форма проведения

1

1) Буква А,Б,В (аист, бабочка)

2

1

1

 

 

Беседа, аппликация

2

2) Буква Г,Д,Е ( гепар)

2

1

1

 

 

беседа

3

3) Буква  Ж,З,И (жираф,заяц)

2

1

1

 

 

Беседа, аппликация

4

4) Буква К,Л,М ( кенгуру)

2

1

1

 

 

Беседа, аппликация

5

5)Буква Н,О,П (носорог)

2

1

1

 

 

Беседа, аппликация

6

6)) Буква Р,С,Т(рысь)

2

1

1

 

 

Беседа, аппликация

7

7)Буква У,Ф,Х( утка,филин)

2

1

1

 

 

Беседа, аппликация

8

8) Буква Ц,Ч,Ш (цапля, черепаха)

2

1

1

 

 

Беседа, аппликация

9

9) Буква Щ,Э,Ю,Я (щенок, юла)

1

1

-

 

 

Беседа, аппликация

 Итого: 17 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Теоретическая часть

Практическая часть

1

Вводное занятие. Окружающая нас живая природа – растения и животные. Знакомство с обитателями уголка живой  природы. Техника безопасности.

1)Введение. Знакомство с природным материалом – засушенные листья и цветы, шишки, мох, стебли злаков и т.д. Необходимые дополнительные материалы и инструменты для работы.

2)Осенние изменения в природе. Выход в лесопарковую зону. Наблюдение за листопадом. Сбор осенних листьев для засушивания.

2

Растения и животные. Отличительные особенности и характерные признаки.

1.Характерные особенности растений

2.Отличительные особенности животных

3.Сравнение растения и животного (например, крысы и герани). Рисуем на выбор

3

I. Разнообразие животного и растительного мира на букву А,Б,В

а) внешний вид;

б) места обитания;

в) питание;

г) взаимоотношения в природе.

II. Подробные рассказы об аистах

III. Загадки.

IV. Работа с экологическим букварем Е.А. Седлецкой:

а) дописать слова;

б) раскрасить рисунки.

Аппликация из засушенных листьев, колосков злаков Аист,бабочка..

 

I. а), б), в), г) в дальнейшем повторяются на каждую букву

 

4

I. Разнообразие животного и растительного мира на букву Г, Д,Е

II. Подробный рассказ

III. Загадки.

IV. Сказка «Лесные музыканты»

V. Работа с экологическим букварем Е.А. Седлецкой:

а) дописать слово;

б) раскрасить животное;

в) разгадать кроссворд.

Аппликация из засушенных листьев и стеблей злаков .

5

I. Разнообразие животного и растительного мира на букву Ж,З,И

II. Подробный рассказ

III. Загадки.

IV. Кроссворд

V. Работа с экологическим букварем

а) рассмотреть рисунки;

б) найти двух одинаковых дятлов

Аппликация из засушенных листьев и цветов.

6

I. Разнообразие животного и растительного мира на букву К,Л,М

II. Подробный рассказ

III. Птицы и животных занесенные в Красную книгу.

б) Охраняемые животные.

IV. Доскажи словечко.

V. Загадки.

Аппликация из засушенных листьев и сухой травы.

7

I. Разнообразие животного и растительного мира на букву О,П,Р

II. Подробный рассказ

III.Птицы из Красной книги.

IV.Загадки.

V. Кроссворд

VI. Работа с экологическим букварем. Составить устный рассказ по картинкам

Аппликация из засушенных листьев и сухой травы.

8

I. Разнообразие животного и растительного мира на букву С,Т,У

II. Подробный рассказ

III. Доскажи словечко.

IV. Загадки.

VI. Работа с экологическим букварем

а) пройти лабиринт;

б) раскрась рисунок

1. Аппликация из засушенных листьев.

9

I. Разнообразие животного и растительного мира на букву Ф,Х,Ч

II. Подробный рассказ

III. Загадки.

IV. Кроссворд «Животные»

V. Работа с экологическим букварем

а) угадай;

б) раскрась рисунок;

в) найти три пары одинаковых животных

Аппликация из засушенных листьев.

10

I. Разнообразие животного и растительного мира на буквуЧ,Ш,Щ

II. Подробный рассказ

III. Кроссворд «Зоопарк».

IV. Загадки.

V. Из одного слова несколько

VI. Работа с экологическим букварем

а) дорисуй

Аппликация из засушенных листьев.

11

I. Разнообразие животного и растительного мира на букву Э, Ю,Я

II. Подробный рассказ

III. Сочиним сказку.

IV. Кроссворд.

V. Загадки.

VI. Работа с экологическим букварем

Аппликация из засушенных листьев.

Список литературы

  1. Акимушкин И.И. Причуды природы. – М.: 1992.
  2. Волина В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала.
  4. Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. – М.: Детская литература, 1995.
  5. Журнал «Начальная школа», № 3, 1993.
  6. Зент Ф.В мире растений.- М.: Мир, 1972.
  7. Зотов В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, !993.
  8. Каррингтон Р. Млекопитающие. – М.: Мир, 1974.
  9. Мир культурных растений. Справочник. – М.: Мысль, 1994.
  10. Питерсон Р. Птицы. – М.: Мир, 1973.
  11. Седлецкая Е.А. Экологический букварь. – М.: Экопрос, 1994.
  12. Спарджен Р. Энциклопедия окружающего мира. Экология. – М.: Росмен, 1997.
  13. Фауна мира. Млекопитающие. Справочник. – М.: Агропромиздат, 1990.
  14. Что такое? Кто такой? – М.: Педагогика, 1990.
  15. Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальных классах.
  16. Энциклопедический словарь. Сост.Рогожкин А.Г. – М.: Педагогика, 1981.
  17. Энциклопедия для детей. Биология. Сост. Исмаилова С. – М.: Аванта, 1995.
  18.  Примерные программы внеурочной деятельности П76 Начальное и основное образование\В.А.Горский, А.А Тимофеев-М-Просвещение, 2010.-111с.

 Приложение: дидактический материал, подбор загадок, кроссвордов, живые природные объекты уголка природы  (животные и растения). для работы с природным материалом: засушенные листья деревьев, засушенные цветы, ветки деревьев, шишки, мох, скорлупа грецкого ореха, пластилин.

 

Категория: Внеурочка
16.01.2015 07:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!