СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по экологии
«Экологический букварь»
Пояснительная записка
Основной целью курса «Экологический букварь» является знакомство с видовым разнообразием растительного и животного мира, их взаимоотношениями между собой и средой обитания, формирование целостного представления о природе.
Познавательный аспект содержания раскрывается посредством знакомства с живыми объектами природы, необходимыми для сохранения видов животных и растений.
В задачи данного курса входит: расширения знаний о животном и растительном мире, формирование бережного отношения к природе, воспитание навыков правильного поведения в природной среде. Необходимо воспитывать у детей эстетическое и нравственное отношение к среде обитания живых организмов, вырабатывать у них умение вести себя в соответствии с общечеловеческими нормами морали. Дети младшего школьного возраста должны понимать и осознавать правила своего поведения в окружающей среде, чтобы самим определить необходимость соответствующих действий в конкретной ситуации.
Программа «Экологический букварь» разработана по принципу букваря и рассчитана на детей 6 – 7, 8 лет, которая только знакомятся с алфавитом. От буквы к букве накапливают багаж знаний о природе. На каждом занятии они знакомятся с представителями растительного и животного мира только на одну из букв алфавита. Материал не следует перегружать рассказами о многих видах флоры и фауны, а можно остановиться более подробно на одном или двух. В процессе работы на занятиях можно использовать «Экологический букварь» Е.А. Седлецкой (Москва, 1994 г.), по которому дети могут работать самостоятельно. Излагаемый материал должен быть доступным, познавательным, развлекательным и нести в себе воспитательные моменты. Необходимо чередовать различные формы и методы работы, менять виды деятельности, что и предусмотрено в данной программе. С учетом возрастных особенностей детей необходимо больше использовать дидактический материал, игры, загадки, ребусы и кроссворды, делать зарисовки, включать просмотр диафильмов, вести наблюдения в природе и в живом уголке, работать с природным материалом.
В комплексном курсе «Экологический букварь» предусматривается чередование практических и теоретических занятий (работа с природным материалом). При работе с природным материалом повторяется и закрепляется материал, полученные на теоретических занятиях. Объекты живой природы воплощаются в аппликацию или композицию посредством засушенных листьев, цветов и т.д. Работа с природным материалом развивает у детей любознательность, побуждает к творчеству. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения детей с родной природой, воспитание бережного отношения к ней и формирование первых трудовых навыков.
К концу курса «Экологический букварь» дети должны знать:
К концу данного курса дети должны уметь:
По работе с природным материалом дети должны знать:
Должны уметь:
Оригинал программы рассчитан на 136 часов по 4 часа одно занятие. Для работы с школьниками на базе МБОУ СОШ№12 программу сократили до 17 часов по 1 часа в неделю (1 занятие – 1 час).
Тематический план курса «Экологический букварь»
№ п/п |
Наименование темы |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Дата факт |
Дата проведения |
Форма проведения |
1 |
1) Буква А,Б,В (аист, бабочка) |
2 |
1 |
1 |
|
|
Беседа, аппликация |
2 |
2) Буква Г,Д,Е ( гепар) |
2 |
1 |
1 |
|
|
беседа |
3 |
3) Буква Ж,З,И (жираф,заяц) |
2 |
1 |
1 |
|
|
Беседа, аппликация |
4 |
4) Буква К,Л,М ( кенгуру) |
2 |
1 |
1 |
|
|
Беседа, аппликация |
5 |
5)Буква Н,О,П (носорог) |
2 |
1 |
1 |
|
|
Беседа, аппликация |
6 |
6)) Буква Р,С,Т(рысь) |
2 |
1 |
1 |
|
|
Беседа, аппликация |
7 |
7)Буква У,Ф,Х( утка,филин) |
2 |
1 |
1 |
|
|
Беседа, аппликация |
8 |
8) Буква Ц,Ч,Ш (цапля, черепаха) |
2 |
1 |
1 |
|
|
Беседа, аппликация |
9 |
9) Буква Щ,Э,Ю,Я (щенок, юла) |
1 |
1 |
- |
|
|
Беседа, аппликация |
Итого: 17 часов
№ п/п |
Теоретическая часть |
Практическая часть |
1 |
Вводное занятие. Окружающая нас живая природа – растения и животные. Знакомство с обитателями уголка живой природы. Техника безопасности. |
1)Введение. Знакомство с природным материалом – засушенные листья и цветы, шишки, мох, стебли злаков и т.д. Необходимые дополнительные материалы и инструменты для работы. 2)Осенние изменения в природе. Выход в лесопарковую зону. Наблюдение за листопадом. Сбор осенних листьев для засушивания. |
2 |
Растения и животные. Отличительные особенности и характерные признаки. |
1.Характерные особенности растений 2.Отличительные особенности животных 3.Сравнение растения и животного (например, крысы и герани). Рисуем на выбор |
3 |
I. Разнообразие животного и растительного мира на букву А,Б,В а) внешний вид; б) места обитания; в) питание; г) взаимоотношения в природе. II. Подробные рассказы об аистах III. Загадки. IV. Работа с экологическим букварем Е.А. Седлецкой: а) дописать слова; б) раскрасить рисунки. |
Аппликация из засушенных листьев, колосков злаков Аист,бабочка.. |
|
I. а), б), в), г) в дальнейшем повторяются на каждую букву |
|
4 |
I. Разнообразие животного и растительного мира на букву Г, Д,Е II. Подробный рассказ III. Загадки. IV. Сказка «Лесные музыканты» V. Работа с экологическим букварем Е.А. Седлецкой: а) дописать слово; б) раскрасить животное; в) разгадать кроссворд. |
Аппликация из засушенных листьев и стеблей злаков . |
5 |
I. Разнообразие животного и растительного мира на букву Ж,З,И II. Подробный рассказ III. Загадки. IV. Кроссворд V. Работа с экологическим букварем а) рассмотреть рисунки; б) найти двух одинаковых дятлов |
Аппликация из засушенных листьев и цветов. |
6 |
I. Разнообразие животного и растительного мира на букву К,Л,М II. Подробный рассказ III. Птицы и животных занесенные в Красную книгу. б) Охраняемые животные. IV. Доскажи словечко. V. Загадки. |
Аппликация из засушенных листьев и сухой травы. |
7 |
I. Разнообразие животного и растительного мира на букву О,П,Р II. Подробный рассказ III.Птицы из Красной книги. IV.Загадки. V. Кроссворд VI. Работа с экологическим букварем. Составить устный рассказ по картинкам |
Аппликация из засушенных листьев и сухой травы. |
8 |
I. Разнообразие животного и растительного мира на букву С,Т,У II. Подробный рассказ III. Доскажи словечко. IV. Загадки. VI. Работа с экологическим букварем а) пройти лабиринт; б) раскрась рисунок |
1. Аппликация из засушенных листьев. |
9 |
I. Разнообразие животного и растительного мира на букву Ф,Х,Ч II. Подробный рассказ III. Загадки. IV. Кроссворд «Животные» V. Работа с экологическим букварем а) угадай; б) раскрась рисунок; в) найти три пары одинаковых животных |
Аппликация из засушенных листьев. |
10 |
I. Разнообразие животного и растительного мира на буквуЧ,Ш,Щ II. Подробный рассказ III. Кроссворд «Зоопарк». IV. Загадки. V. Из одного слова несколько VI. Работа с экологическим букварем а) дорисуй |
Аппликация из засушенных листьев. |
11 |
I. Разнообразие животного и растительного мира на букву Э, Ю,Я II. Подробный рассказ III. Сочиним сказку. IV. Кроссворд. V. Загадки. VI. Работа с экологическим букварем |
Аппликация из засушенных листьев. |
Список литературы
Приложение: дидактический материал, подбор загадок, кроссвордов, живые природные объекты уголка природы (животные и растения). для работы с природным материалом: засушенные листья деревьев, засушенные цветы, ветки деревьев, шишки, мох, скорлупа грецкого ореха, пластилин.
© 2015, Бордовская Юлия Сергеевна 2682