СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа кружка по краеведению "Край родной" для 5-х классов, ФГОС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная образовательная политика предполагает знание школьниками этнокультурных особенностей того или иного региона, являющееся одним из средств нравственно-эстетического воспитания учащихся.
Материалы по историческому краеведению, легшие в основу данного курса, располагают богатейшими возможностями и призваны воспитывать патриотические чувства, вызывать интерес к жизни родного края, развивать мыслительные способности.
Рабочая программа по краеведческой деятельности для 5класса составлена с учётом нормативных документов:
1.Приказ МОН РФ от 26.109.2010 №1241 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Приказом МОН РФ от 6.10.2009».
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом МОН от 6.10.2009 от 6.10.2009».
3. Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05. 2011 « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО.
В качестве методических пособий при составлении программы были использованы пособия:
1. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» Пособие для учителя, М. «Просвещение», 2011
2.П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.Н.Сафронов «Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность» Пособие для учителей ОУ, М. «Просвещение», 2011
Предлагаемая программа внеурочной деятельности по краеведению относится к тематическим образовательным программам для младших подростков. Она направлена на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использует при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.
Основными объектами изучения краеведения являются природное, социально-экономическое и культурное развитие своего края. Краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с духовно-нравственным воспитанием учащихся.
Изучая свой край, дети осознают себя частью истории и настоящего своего края, его истоков, идеалов, святынь, проявляют уважение к культуре и историческому наследию своих предков. Данная программа по краеведению даст возможность учащимся определить свою роль в жизни семьи, общества, наконец, своего края, в жизни государства и всего человечества. Они осознают готовность продолжать добродетели предков, и исправлять их ошибки. Именно на этих занятиях реализуется возможность обучения нравственным законам и принципам, отвечающим представлениям об истинной человечности и доброте, об экологическом, полноценном воспитании окружающего мира, которым дети будут руководствоваться в жизни.
Последнее имеет особое значение для развития детей младшего школьного возраста. Из-за склонности к стандартному поведению в сочетании со стремлением выглядеть в глазах взрослых не хуже других детей, одной из задач педагога является создание благоприятных условий для развития самостоятельности учащихся, их самопознания, самореализации.
Данная рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению младших подростков рассчитана на 1 год. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в постоянных группах в 5кл. -35часов в год, одно занятие в неделю продолжительностью 40 минут.
В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Донского края и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народов Дона. На уроках будут использоваться разнообразные формы самостоятельной деятельности учащихся поискового, исследовательского характера.
Цели курса:
Задачи курса:
дать представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном, культурном своеобразии родного края;
Для реализации программы используются объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и проблемный методы обучения. Также применяются нетрадиционные формы организации учебной деятельности: лекционно-семинарская система занятий, ученическая конференция, ролевая игра и другие.
Используются современные педагогические технологии:
проблемное обучение;
проектные методы в обучении;
здоровьесберегающие технологии;
использование исследовательского метода в обучении;
информационно-коммуникационные технологии;
технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
технология «Развитие критического мышления» и др.
Объективный контроль знаний, умений и навыков обучаемых на соответствие требованиям программы включает традиционные письменные работы – самостоятельные и контрольные работы.
Контрольная работа: по теме «Наш край в древности».
Самостоятельна работа по теме «Герои моей республики»
Практические работы:
знакомство с предметами быта, орудиями труда, их зарисовка, описание.
Составление генеалогического древа моей семьи.
Творческие работы:
по темам «Памятники мой малой Родины»
«Рассказ моей (моего) бабушки (дедушки) о памятном историческом событии.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/понимать:
Уметь:
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий, самостоятельной интерпретации информации;
использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры);
объяснения уклада жизни своей местности, посильного участия в решении проблем местного сообщества.
Календарно-тематический план
по курсу краеведение для 5 класса (1 час в неделю, всего 35 часов).
№ п/п урока |
Содержание Тема раздела и урока |
Кол-во час. |
Дата проведения |
Факт проведение |
Примечание |
1 |
Введение в тематику. Россия – Родина моя |
1 |
|||
2 |
Символы государства РФ: герб, гимн, флаг |
1 |
|||
3 |
Символы малой Родины |
1 |
|||
4 |
Республика Тува – частица России |
1 |
|||
5 |
Русский солдат – сам чёрт ему не брат |
1 |
|||
6 |
Богатырская наша сила. Герои Руси |
1 |
|||
7 |
Русские полководцы А.Невский и Д.И.Донской |
1 |
|||
8 |
Русские полководцы. А. В. Суворов |
1 |
|||
9 |
Пётр I – сила и слава России |
1 |
|||
10 |
Как жили наши предки. Наш край в древности |
1 |
|||
11 |
Как жили наши предки. Этнографическая экскурсия |
1 |
|||
12-13 |
История города Кызыла |
2 |
|||
14 |
История города Кызыла. Экскурсия в Национальный музей. |
1 |
|||
15 |
Наша улица. Названия улиц рассказывает. |
1 |
|||
16-17 |
Памятники города Кызыла. Прогулка по городу |
2 |
|||
18-19 |
Тува в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в музей. |
2 |
|||
20 |
Дети войны. Труженики тыла |
1 |
|||
21 |
Проект «Военная летопись нашей семьи». |
1 |
|||
22 |
Я - ученик. История школы |
1 |
|||
23 |
Выпускники, которыми гордимся Экскурсия в музей. |
1 |
|||
24 |
Родной дом и семья |
1 |
|||
25 |
Традиции семьи |
1 |
|||
26 |
Знаменитые земляки. Экскурсия в музей. |
1 |
|||
27 |
Знаменитые земляки. Экскурсия в музей. |
1 |
|||
28 |
Знаменитые земляки. Экскурсия в музей. |
1 |
|||
29 |
Религия в Туве. Экскурсия в музей. |
1 |
|||
30 |
Религия в Туве. Экскурсия в музей. |
1 |
|||
31 |
Современная жизнь города: люди и занятия – экскурсия на объекты |
1 |
|||
32 |
Подготовка к проектам: экскурсия в городскую библиотеку |
1 |
|||
33-35 |
Итоговый урок: обобщение, защита проектов «История Тувы в истории моей семьи» |
© 2015, Рудакова Елена Михайловна 11409