СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рабочая программа по ФГОС: правовое понимание и правила составления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

0. Краткая интродукция обучающего семинара для педагогов

Рабочие программы по учебным предметам являются средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов (предусмотренных учебным планом школы для обязательного изучения), факультативных и групповых занятий учащихся, дополнительного образования и на уровне индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам относятся к компетенции образовательного учреждения и реализуются им самостоятельно. В различных регионах требования к составлению рабочих программ, реализующих ФГОС, значительно разнятся, однако имеет место и ряд общих положений, которые будут значимы для образовательных организаций разных территорий. Рассмотрим их.

1. Рабочая программа согласно "Закону об образовании в РФ"

Новый закон об образовании весьма существенно отличается от действовавшего ранее ключевого для образования правового акта. Положения Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" касаются в основном управленческих и финансово-экономических отношений в сфере образования. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" регулирует не только эти отношения, но и содержание образования (в т.ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам), а также более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса.

Если примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов) определяют рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы, то рабочие программы конкретизируют вышеназванное применительно к условиям конкретного образовательного учреждения, конкретного класса и педагога. Отмечается, что педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с утвержденной РАБОЧЕЙ программой. (Как мы помним, ранее нашим ориентиром были примерные и авторские программы.)

Какова же примерная структура рабочей программы?

2. Возможная структура рабочей программы

Рабочая программа учебного предмета по ФГОС должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 11-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием полных выходных данных (города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги), если он полностью изучается). Структура рабочей программы по ФГОС может быть следующей:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.
  3. Общую характеристику учебного предмета, курса.
  4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
  5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
  6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
  7. Содержание учебного предмета, курса.
  8. Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.
  9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
  10. Приложения к программе.

Также возможна упрощенная структура рабоче программы по ФГОС: пояснительная записка, содержание обучения (перечень разделов и тем, краткое содержание тем, а также, при необходимости, перечень практических работ), требования к подготовке по предмету (в соответствии с примерными учебными программами), список используемой учебно-методической литературы.

  • 3. Требования к введению рабочей программы

Если используется упрощенная структура рабочей программы, то ее введение (пояснительная записка) носит развернутый характер и отвечает на следующие вопросы:

  • кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (школа, гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;
  • особенность по отношению к ФГОС;
  • концепция (основная идея) программы;
  • обоснованность (актуальность, новизна, значимость);
  • указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;
  • кратко формулируются общие цели учебного предмета для ступени обучения;/li>
  • сроки реализации программы;
  • основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);
  • предполагаемые результаты;
  • кратко излагается система оценки достижений учащихся;
  • указывается основной инструментарий для оценивания результатов;
  • приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

Также указывается примерная или авторская программа, на основе которой разработана рабочая программа (издательство, год издания), конкретизируются общие цели и задачи начального общего, основного общего или среднего общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса. Даются:

  • общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий;
  • логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана.

Описывается, к какой образовательной области относится предмет, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое количество часов.

  • 4. Требования к содержанию обучения и перечню практических работ

В содержании обучения рекомендуется перечислить изучаемые разделы и темы с указанием числа часов по разделам и темам. Здесь же (с указанием часов) описываются практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении.

  • 5. Требования к целевому разделу

Здесь описываются требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для каждого класса. Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).

  • 6. Требования к оформлению библиографии

Список использованной литературы является органической частью любой учебной программы и помещается после основного ее текста. В обязательном порядке библиография рабочей программы включает Примерную либо авторскую программу, на основе которой она разработана, применяемый УМК и рекомендуемые КИМы. Библиография оформляется согласно требований ГОСТа.

Категория: Всем учителям
18.01.2015 18:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!