СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5-9 класс в соответствии с ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Пояснительная записка

Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа реализуется в учебниках по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора, доктора пед.наук В.В. Пасечника. Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану МБОУ «СОШ№2 с.Серноводское».

Рабочая программа по биологии построена на основе:

  • Фундаментального ядра содержания общего образования;
  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном образовательном стандарте основного общего образования;
  • Примерной программы основного общего образования по биологии;
  • Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
  • Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт http://минобрнауки.рф/documents/336
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Приказ Минобразования РФ от 31.12.2015г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г №1897» №1577.

* Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету “Биология ” является усвоение содержания предмета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и основной образовательной программы основного общего образования.

* Задачами учебного предмета являются:

• освоение важнейших знаний об основных понятиях биологии и биологической терминологии;

• овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить лабораторный эксперимент;

• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения лабораторных и практических работ, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

• воспитание отношения к биологии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для безопасного использования и общения с объектами живой природы, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа предмета “Биология ” рассчитана на пять лет. Общее количество часов на уровне основного общего образования составляет 270 часов со следующим распределением часов по классам: 5-й класс – 34 часа; 6-й класс – 34 часа; 7-й класс – 68 часов; 8 – й класс 68 часов; 9 – й класс 66 часов.

  1. Содержание учебного предмета, курса

5 класс «Живые организмы»

«Введение» 7 ч.

Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние человека на природу, ее охрана.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Глава 1 Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов 8 ч.

Устройство увеличительных приборов ( лупа, световой микроскоп). Клетка, ее строение : оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку, дыхание, питание, рост, развитие, деление клетки.Понятие « ткань».

Демонстрации:

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные работы № 1- 2

1. Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы

2. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи

Глава 2. Многообразие организмов 19 ч.

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные работы № 3 - 6

3. Особенности строения мукора и дрожжей

4. Строение зеленых водорослей

5. Строение мха, спороносящего хвоща и папоротника

6. Внешнее строение цветкового растения

Тестовые работы по итогам четырех четвертей.

6 класс «Живые организмы»

Глава 1. Жизнедеятельность организмов. 17 ч.

Обмен веществ- главный признак жизни.

Почвенное питание растений. Удобрения. Фотосинтез. Значение фотосинтеза. Питание бактерий и грибов. Гетеротрофное питание. Растительноядные животные. Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения. Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных. Дыхание растений. Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений Передвижение веществ у животных. Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений. Выделение у животных. Обобщающий урок.

Лабораторные работы № 1- 2

  1. Выделение углекислого газа при дыхании.
  2. Передвижение веществ по побегу растения.

Глава 2. Размножение, рост и развитие организмов. 4 ч.

Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение. Половое размножение. Рост и развитие-свойства живых организмов. Индивидуальное развитие. Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека. Обобщающий урок.

Лабораторная работа № 3

  1. Вегетативное размножение комнатных растений.

Глава 3. Регуляция жизнедеятельности организмов. 13 ч.

Способность организмов воспринимать воздействия внешние среды и реагировать на них.

Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов. Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных. Поведение организмов. Движение организмов

Организм - единое целое. Обобщающий урок. Летние задания. Экскурсия « Весенние явления в жизни растений и животных. Работа над проектами. Защита проектов.

Лабораторная работа №4

  1. Изучение реакции аквариумных рыб на раздражителей и формирование у них рефлексов.

Тестовые работы по итогам четырех четвертей.

7 класс «Живые организмы»

Введение. Многообразие организмов, их классификация 3 ч.

Систематика органического мира. Вид – основная единица систематики.

Демонстрация: таблица «Царства живой природы»

Глава 1.Бактерии, грибы, лишайники.- 7 ч.

Бактерии - доядерные организмы. Грибы – царство живой природы. Лишайники – комплексные симбиотические организмы.

Практическая работа: «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

Глава 2.Многообразие растительного мира – 27 ч.

Водоросли- древние низшие растения

Первые наземные высшие растения.

Мхи – строение и жизнедеятельность, роль в природе, хозяйственное значение.

Папоротники, строение и жизнедеятельность, роль в природе, хозяйственное значение, использование и охрана папоротников.

Семенные растения, особенности строения и жизнедеятельность. Многообразие голосеменных, Хвойный лес как природное сообщество.

Покрытосеменные растения, особенности строения и процессов жизнедеятельности, классификация покрытосеменных растений.

Лабораторные работы№ 1-9

1. Изучение внешнего строения водорослей.

2. Изучение внешнего строения мхов.

3. Изучение внешнего строения папоротников.

4. Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

5. Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений.

Глава – 3 Многообразие животного мира- 24 ч.

Общие сведения о животном мире. Одноклеточные животные, особенности строения и жизнедеятельности., меры предупреждения заболеваний, вызванных одноклеточными.

Многоклеточные животные, особенности строения, специализация клеток. Ткани, органы, системы органов.

Кишечнополостные, особенности строения. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных.

Черви, многообразие червей, паразитические черви, меры предупреждения заражения паразитическими червями.

Моллюски, особенности строения, промысловое значение, роль в природе и жизни человека.

Членистоногие, особенности строения, Инстинкты. Членистоногие – возбудители и переносчики болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Практическое значение и охрана.

Хордовые, общая характеристика. Рыбы, многообразие рыб. Роль в природе, практическое значение и охраны.

Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи.

Птицы, особенности строения, забота о потомстве, роль птиц в природе, практическое значение, охрана птиц.

Млекопитающие, особенности строения, забота о потомстве. Животноводство, породы млекопитающих. Практическое значение и охрана.

Лабораторные работы №6 - 7

6. Изучение строения клеток и тканей многоклеточных животных.

7. Изучение и выявление особенностей внешнего и внутреннего строения млекопитающих

Глава- 4. Эволюция растений и животных и их охрана – 3ч.

Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений.

Эволюция животного мира.

Глава 5 Экосистемы- 4ч.

Естественные и искусственные экосистемы. Экологические факторы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы. Межвидовые отношения.

Агроценозы.

Тестовые работы по итогам четырех четвертей.

8 класс «Человек и его здоровье»

Введение 3 ч.

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.

Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе. Доказательства животного происхождения человека.

Глава 1. Общий обзор организма 3 ч.

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Клеточное строение организма. Строение и функции клетки. Ткани животных и человека.

Лабораторные работы №1

  1. Изучение микроскопического строения тканей.

Глава 2. Опора и движение 8 ч.

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

Скелет головы и скелет туловища. Скелет конечностей. Мышцы человека. Работа мышц. Нарушение осанки и плоскостопие. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Развитие опорно-двигательной системы.

Лабораторная работа № 2 - 3

  1. Микроскопическое строение кости.
  2. Утомление при статической и динамической работе.

Глава 3. Внутренняя среда организма 4 ч.

Внутренняя среда. Значение крови и её состав.

Глава 4. Кровообращение и лимфообращение 4 ч.

Органы кровеносной и лимфатической системы. Круги кровообращения.

Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при кровотечениях.

Лабораторная работа №4

  1. Реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Глава 5. Дыхание 4 ч.

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды. Первая помощь при поражении органов дыхания.

Глава 6. Питание 4 ч.

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Регуляция деятельности пищеварительной системы.

Пищеварение в желудке. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Гигиена питания.

Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии 4 ч

Обмен веществ и энергии – основное свойство живых существ. Обмен белков, жиров, углеводов. Нормы питания. Витамины.

Практическая работа№1

  1. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.

Глава 8. Выделение продуктов обмена 2 ч.

Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

Глава 9. Покровы тела человека 4 ч.

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Роль кожи в обменных процессах, теплорегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности 9ч.

Значение и строение нервной системы. Строение и функции спинного мозга Отделы головного мозга, их значение. Полушария большого мозга. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий. Вегетативная нервная система, строение и функции. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Глава 11. Органы чувств. Анализаторы 5 ч.

Значение органов чувств и анализаторов. Достоверность получаемой информации. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевание и повреждение глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов

Глава 12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность 5 ч.

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Врожденные и приобретенные программы поведения. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Воля и эмоции. Внимание.

Глава 13. Человек и окружающая среда 7 ч.

Социальная и природная среда человека. Окружающая среда и здоровье человека. Здоровый образ жизни.

Тестовые работы по итогам четырех четвертей.

9 класс «Общие биологические закономерности»

Введение. Биология в системе наук 3 ч.

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов

Глава 1. Основы цитологии — науки о клетке 13 ч.

Признаки живых организмов: особенности химического состава; клеточное строение. Химический состав

живых организмов. Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества. Роль воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков в организме. Клеточное строение

организмов. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, вакуоли,

митохондрии. Хромосомы. Многообразие клеток

Лабораторная работа №1.

  1. Строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у бактерий.

Глава 2.Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов 6 ч.

Размножение, рост и развитие. Рост и развитие организмов. Размножение. Половое и бесполое размножение. Половые клетки. Оплодотворение

Лабораторная работа №2

  1. Митоз в корешке лука.

Глава 3.Основы генетики 12 ч.

Признаки живых организмов: наследственность и изменчивость. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Лабораторные работы №3

  1. Описание фенотипов растений.

Практическая работа № 1 - 2

    1. Решение генетических задач.

Глава 4. Генетика человека 3 ч.

Методы изучения наследственности человека. Генотип и здоровье человека

Категория: Биология
19.05.2020 01:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!