СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по формированию качества чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по формированию качества чтения

Речевая разминка

Речевая разминка направлена на решение нескольких задач: совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; кроме того, она способствует формированию выразительности речи, развитию основных приемов выразительного чтения.

Речевая разминка проводится в течение 3—5 минут (можно до 10 минут) в зависимости от целевой направленности и характера упражнений. В отдельных случаях, когда упражнения речевой разминки можно сочетать с материалами изучаемого текста, она как отдельная структурная часть урока не проводится. Кроме того, некоторые упражнения могут стать частью физкультминуток. Речевая разминка может проводиться сидя или стоя (при отработке дыхания, выполнении динамических упражнений).

Речевая разминка включает:

  • упражнения для дыхания;

  • упражнения по модуляции силы голоса;

  • упражнения по отработке интонации, темпа речи;

  • упражнения по совершенствованию выразительности речи;

  • упражнения по совершенствованию произношения (звукопроизношения и дикции).

    Речевая разминка включает в себя несколько этапов:

    Первый этап речевой разминки дыхательные упражнения, так как правильное речевое дыхание - основа речи. Этот этап разминки решает следующие задачи: научить различать элементы речевого дыхания (вдох, выдох, задержка дыхания, добор воздуха); выработать умение делать правильный вдох (носом); научить «увеличивать объем легких» за счет правильно распределенного воздуха; развивать умение правильно выдыхать.

    Второй этап речевой разминки – это артикуляционные упражнения, цель которых «разогреть» мышцы языка, щек, губ, что обеспечит им наибольшую подвижность при говорении («вкусное варенье», «почистим зубки», «лошадка» и т.д.)

    На третьем этапе речевой разминки, его мы называем «Не запутайся в звуках!», нужно продемонстрировать смыслоразличительную функцию четкого артикулирования звуков, добиваться отчетливого произнесения похожих по звуковому составу слов или групп слов, уметь слышать артикуляционные недочеты в своей и чужой речи.

    На четвертом этапе, мы его называем «Не сломай язык», работаем над произнесением разных сочетаний звуков; демонстрируем образцы четкого проговаривания скороговорок в любом темпе. Начинаем работу с коротких легких текстов. Главная задача: научить отчетливо, произносить каждый звук, обращать внимание на работу губ, положение языка, правильное дыхание.

    Дыхательная разминка

    Дыхательная разминка – действенный метод кинезотерапии, она увеличивает объём выдыхаемого и вдыхаемого воздуха, с последующей локализацией выхода, тренирует его глубину, ритмичность, всемерно способствуя постановке диафрагмально-речевого дыхания, нужного для коррекции различных речевых аномалий.

    Упражнения на дыхание

    С целью формирования навыка владения дыханием и голосом предлагаем следующие упражнения:

  • < >

    «Волшебные пузырьки».

    Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

  • < >

    «Цветочный магазин».

    Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

  • «Снег и ветер»

    Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики - «снег» - и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

  • «Кто спрятался?»

    На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

  • < >. < > < >

    «Греем руки».

    Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

  • Ветер и листья».

    Вдох на выдохе, раскачиваясь с поднятыми руками, продолжительно произносят «Ф», затем на одном выдохе - ступенчато произносят звук «П» и постепенно опускают руки вниз (листья падают).

  • «Пузырь».

    Надувайся пузырь, надувайся большой, да смотри не лопни…Лопнул:ш-шш-ш (руки разводят в стороны, хлопок)

  • «Математик».

    Счет на выдохе от 1 до 5 и обратно; добрать воздух – счет до 5; добрать воздух от 5 до 1.

  • « Шарик».

    Надувала кошка шар, а котенок ей мешал: Подошел и лапкой – топ! А у кошки шарик - лоп! Ш- Ш- Ш…

  • < >

    «Медвежата».

    Представить, что дети маленькие медвежата и просят у мамы медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося звук «М».

    Мам, меду б нам.

    Мам, молока бы нам.

    Мам, малины б нам и т.д.

  • «Футбол».

    Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

  • «Обрызгайте бельё водой». (в один приём, три, пять).

    Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.

  • < >
  • < >Артикуляционная гимнастика

    Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

    При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение.

    Подвижность и точность работы органов артикуляции: языка, губ, маленького язычка (небной занавески) является одним из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. Наиболее подвижным органом артикуляции, от которого зависит качество произношения звуков, является язык. Большая часть упражнений артикуляционной гимнастики относится именно к языку как наиболее рабочему органу.

    Кончик языка может опускаться за нижние зубы (как при звуках [с, з, ц]), может подниматься за верхние зубы (звуки [т, д, н]), может прижиматься к альвеолам (звук [л]), может вибрировать под напором выдыхаемой струи воздуха (звук [р]).

    Передняя часть спинки языка без участия кончика языка может подниматься к альвеолам, образуя с ними щель (звуки [с, з, ц]), может подниматься к небу вместе с кончиком языка и образовывать с ним щель (звуки [ш, ж, щ]).

    Средняя часть языка не так подвижна. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому небу, это движение необходимо при произнесении звука [й] и всех мягких звуков.

    Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с небом (звуки [к, г]), или образовывать с ним щель, при образовании звука [х].

    Боковые края языка могут приподниматься, прижимаясь к внутренней поверхности коренных зубов, и не пропускать в бок выходящую струю воздуха (звуки [с, з, ц, ш, ж, щ, ч, р]), могут опускаться и пропускать воздушную струю (звук [л]).

    Подвижность губ также играет значительную роль в образовании звуков. Губы могут вытягиваться в трубочку (звук [у]), могут округляться (звук [о]), растягиваться в улыбку (звуки [и, ы]). При произнесении звуков [с, з, ц, л] губы должны слегка обнажать верхние и нижние зубы, выдвигаться чуть вперед при произнесении звуков [ш, ж]. Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа, она активна, когда мы произносим звуки [п, б, м, в, ф].

    Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, это важно для отчетливого звучания гласных звуков.

    Мягкое небо может опускаться, тогда выдыхаемая струя воздуха проходит через нос и образует носовые звуки. Если мягкое небо поднято, то маленький язычок прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос. Так образуются все ротовые звуки.

    Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

    Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка. На этом этапе он должен повторять упражнения 2 – 3 раза. Затем повторять упражнения с помощью карточек. Не нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

    Четкое произношение возможно только при согласованной, точной, скоординированной работе всех органов артикуляционного аппарата. Такая работа ведется систематически и кроме общего комплекса артикуляционной гимнастики включает в себя специальные упражнения, упражнения для мимических мышц лица.

    Рекомендации к проведению упражнений:

    • Сначала упражнения надо выполнять медленно. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

    • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

    • Занимаясь с детьми, нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения.

    • Требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.

    • Дети, выполняя упражнения в быстром темпе, умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.

    • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и ученик не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса.

    Упражнения на артикуляцию

  • < >

    Закрыть рот — "холодно".

    • "Чистим зубки".

    Улыбнуться, открыть рот.

    Кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

    • "Месим тесто".

    Улыбнуться, пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя.".

    Покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).

    • < >
      • < > < > < >
        • < > < >

          "Поймаем мышку".

        Губы в улыбке.

        Приоткрыть рот.

        Произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).

        • < >
          • "Пароход гудит".

          Губы в улыбке, открыть рот.

          С напряжением произнести долгое "ы-ы-ы.".

          • "Слоник пьёт".

          Вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника".

          "Набирать водичку", слегка при этом причмокивая.

          • "Индюки болтают".

          Языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба.".

          • < >
            • < > < > < >

              "Вкусное варенье".

            Улыбнуться.

            Открыть рот.

            Широким языком, в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.

            • < > < >

              Не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

              • < >
                • < >
                  • "Загнать мяч в ворота".

                  "Вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота).

                  Дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать).

                  Чтение блоков.

                  Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объём материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 и т.д.). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Запись блоков производиться непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.

                  Можно использовать цветные карточки с напечатанными текстами блоков, для каждого ученика подбирая свой цвет (для возбудимых – голубой, зелёный; для медлительных – оранжевый). Различные цветные варианты буквосочетаний на отдельных карточках, вызывают интерес ребёнка, что способствует развитию произвольного внимания и улучшает качество чтения.

                  Первая группа блоков.

                  Слитное прочтение двух стоящих рядом букв.

                  При прочтении этих блоков полезно начать обучать понятию ударения, ударного слога. Например, предложить детям прочитать буквосочетание га-га-га! Сначала с ударением на первый слог, затем на второй и на третий. Аналогичную работу можно проводить со словосочетанием ха-ха-ха! Да-да-да! Эти задания формируют умение произносить слово с ударением на любом заданном слоге, а также навык определения на слух, который слог ударный.

                  Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею

                  Еу ад аж ай ам ап ах! Ей ел ем

                  Ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!

                  Ом он ос от ох ош ужум ус ух! Эй!

                  Эх! Юг юз юм юн яд як ял Ян яр.

                  Ба бы бэ-э-э во! Вы га да же за

                  Ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на

                  Не ни но ну по ра ре си су та те

                  То ту ты тю! Фа фу! За! Хе! Че чу ша!

                  Щи бр-р-р кшш… тшшш… тсс…

                  Ай-ай ей-ей ёк-ёк ой-ой! Во-во!

                  Га-га-га да-да-да! Эй-эй!

                  Ну-ну! То-то хе-хе-хе ха-ха-ха!

                  Ба-ба дя-дя па-па ма-ма

                  Вторая группа блоков.

                  Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов.

                  Слова этой группы подлежат обязательному прочтению. В процессе чтения блоков не только вырабатываются и закрепляются навыки чтения, но и обеспечивается тренировка соответствующих участков речевого аппарата.

                  Ага бай сам шар пах

                  Аут баз бык бер вон

                  Выя дар дом бей ели

                  Ему Зея сею уже зал

                  Ива тик хил зим лиф

                  Тих бия кар лих люк

                  Ляп миф мул мыс мер

                  Нас нет нищ нот гну

                  Бой лом сон ост лот

                  Мох бош пол Юра рек

                  Оси суп эта тел тот

                  Эту тыл ТЮЗ ума муж

                  Кум рус дух Уфа Уфу

                  Уха ухе чек чуб шаг

                  Щит эхо юга ТЮЗ юму

                  Третья группа блоков.

                  Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.

                  Бокс борт борщ верх волк

                  Гонг диск Ейск зюйд Иезд

                  Лувр люфт лязг матч мозг

                  Непр порт корт пунш Рижт

                  Факт финт фунт шурф щедр

                  Фразы для чтения.

                  Морж мёрз, но полз.

                  Майкл ел борщ и торт.

                  На борт жал болт.

                  Четвёртая группа блоков.

                  Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.

                  Для успешного прочтения слов данной группы важно объяснить детям, что все согласные вначале слова необходимо прочитывать в один прием, ориентируясь на гласную фонему, так как слогообразующая гласная оказывает влияние на характер произношения всех согласных фонем в слоге, стоящих до нее. Для зрительного восприятия рекомендуется выделять гласную цветным мелом.

                  Блок блях барк взор ВГИК вжик

                  Влип враз врач вред ВТУЗ

                  Где глуп граф грач гриф

                  Джаз дни дней дроф друг ждал

                  Жрец звон злой знак зной клёв

                  Фразы для чтения.

                  Её плащ был плох.

                  Класс встал у парт.

                  Мой друг щедр.

                  Пятая группа блоков.

                  Чтение наиболее трудных однослоговых слов.

                  Значение слов доступных пониманию, учитель объясняет сам в ходе чтения. Значения отдельных слов предлагает выяснить в словаре дома и сообщить на следующем уроке. Эти задания дали толчок к самостоятельной работе со справочной литературой. Впоследствии при чтении ребята распределяли незнакомые слова между собой. Это, несомненно, оживляет работу на уроке, вносит соревновательный характер, повышает интерес к учёбе. Объясняя значение слов, ребята пополняют свой активный словарный запас.

                  Вверх взмах взнос взмыл вклад

                  Гвалт тракт Днепр Днестр дрозд

                  Монстр перст пёстр пункт склад

                  Смысл спорт столб стаж треск

                  Хвост Холмс штамп штурм

                  Шестая группа блоков.

                  Чтение двуслоговых слов.

                  При чтении материала данной группы упражнений остаются в силе рекомендации при прочтении каждого слога: строго ориентироваться на слогообразующую гласную, стоящую после согласных, но уже с учетом того факта, что объём зрительного восприятия должен быть доведен до предельно возможного, то есть охватывать 3-4 и даже 5 букв одновременно. Особое значение имеет также навык определения ударного слога в любом слове по слуховому восприятию. Поэтому в словах, значение которых ещё не выяснено, указывать ударение и делить на слоги, вертикальной линией, например: аб/сурд.

                  Аббат бедных браво велю

                  Абсурд без фар брикет венки

                  Аган белый бронза верни

                  Фразы для чтения.

                  Я вверх вёз хлеб.

                  Жнец ждал.

                  Плох дом.

                  На наш дом грач сел.

                  Седьмая группа блоков.

                  Чтение слов с твердыми и мягкими согласными.

                  При чтении слов данной группы необходимо ещё раз напомнить функциональное значение твердого знака. Полезно отметить, что два слова сели и съели читаются одинаково, но обозначают разные действия. Для окончательного разъяснения смысла слов и уточнения прочтения можно предложить следующее стихотворение.

                  Мы взгрустнули, видя с ели,

                  Как внизу другие сели

                  И запасы наши съели.

                  Далее для чтения предлагаются пары слов:

                  Сели-съели приём – объём

                  Сёмка – съёмка веду – въеду

                  Приезд – съезд взял - изъял

                  Фразы для чтения.

                  Он вёл коня, потом въехал во дворец.

                  Наша съёмка объекта была изъята.

                  Слова с мягким знаком на конце.

                  Быт – быть ест – есть вонь – вон

                  Гость – ГОСТ мел – мель даль – дал

                  Ел – ель пусть – пуст кровь – кров

                  Плот – плоть тронь – трон рис - рысь

                  Фразы для чтения.

                  Не лезь в глубь – там грязь.

                  Шли сквозь огонь, сквозь пыль.

                  На следующем занятии предлагается для чтения пары слов с разделительным мягким знаком. Предварительно напоминаются его функции.

                  Бабе – бабьё семя – семья

                  Коля – колья чего - чьего

                  Дарю – Дарья браня – враньё

                  Восьмая группа блоков.

                  Чтение слов и словосочетаний до трёх слогов.

                  Никаких особенностей отработка этой группы слов не имеет. Навык слитного чтения слов из двух слогов к этому времени уже имеются. Учителю лишь необходимо быть очень внимательным к дозированию и отбору учебного материала.

                  Адская датская домашний

                  Акция деньжата артистка

                  Амплуа дибазол ассорти

                  Знание водная вольница

                  Горячка заморозь епископ

                  Изморозь качели лошади

                  Фразы для чтения.

                  Хвощ лесной, хвощ ценный.

                  На небе ни тучи – быть жаре.

                  Девятая группа блоков.

                  Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей.

                  Апрельская Ломоносов полширины

                  Базальтовый обыкновенная эссенция

                  Зеркальный падчерица фамилия

                  Диапозитивы революция энтузиазм

21.06.2015 06:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!