© 2015, Кутепова Вероника Валерьевна 2046
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1 группа
Работа с документами:
Мюнхенский договор и его последствии.
- Прочтите фрагмент исторического документа и ответьте на вопросы к нему.
Из соглашения между Германией, Соединенным Королевством, Францией и Италией, заключенного в Мюнхене (29 сентября 1938 г.).
«Германия, Соединенное Королевство1, Франция и Италия, согласно уже принципиально достигнутому соглашению относительно уступки Судетско-немецкой области, договорились о следующих условиях и формах этой уступки, а также необходимых для этого мероприятиях н объявляют себя в силу этого соглашения ответственными каждая в отдельности за обеспечение мероприятий, необходимых для его выполнения:
1) Эвакуация начинается с 1 октября.
2) Соединенное Королевство, Франция и Италия согласились с тем, что эвакуация территории будет закончена к 10 октября, причем не будет произведено никаких разрушений имеющихся сооружений, и что чехословацкое правительство несет ответственность за то, что эвакуация области будет проведена без повреждения указанных сооружений.
3) Формы эвакуации будут установлены в деталях международной комиссией, состоящей из представителей Германии, Соединенного Королевства, Франции, Италии и Чехословакии.
Мюнхен, 29 сентября 1938 г.
А. Гитлер
Эл. Даладье
Б. Муссолини
Невилл Чемберлен»
- Представители каких стран подписали соглашение?
- В чем суть подписанного договора?
- В какие сроки Судетская область Чехословакии будет «эвакуирована» Германией'?
- Есть ли в документе информация о присутствии представителей Чехословакии на переговорах в Мюнхене? О чем это говорит?
Объясните понятия, приведите примеры.
Аншлюс, милитаризация, тоталитаризм, Лига Наций.
2 группа
Отношения СССР с Германией изменялись и проходили определенные этапы.
Годы |
Содержание |
1922-1933 гг. |
Прогерманская ориентация советской внешней политики в целях противодействия «главным потенциальным противникам — Англии и Франции». Германия представлялась лидерам партии большевиков страной будущей пролетарской революции, а Великобритания и Франция - потенциальными врагами |
1933-1939 гг. |
Переориентация советской внешней политики им страны западной демократии. Предпринимаются попытки организации единого антифашистского фронта в Европе |
1939-1940 гг. |
Начало нового сближения с Германией. Подписание пакта о ненападении и договор и дружбе и границах |
1.Дайте название таблице.
2.В чем смысл таких противоречий?
3.Проанализируйте таблицу, выясните причины сближения СССР с Германии?
4.Какие позиции занимали Англия и Франция?
Объясните понятия, приведите примеры.
Коминтерн, фашизм, секретные протоколы, политика «умиротворение агрессора»
3 группа
Работа с документами:
«Представляется желающим заключить какое-либо соглашение, по которому СССР придет нам на помощь, если на нас нападут с Востока, не только с целью принудить Германию вести войну на два фронта, но также по той причине., что в случае войны важно вовлечь в нее Советский Союз».
• Из заявления министерства иностранных дел Польши от 14 мая 1939 г.:
«Наша позиция по вопросу об англо-франко-советских переговорах не может быть ми отрицательной, ни положительной, поскольку в этих переговорах мы участия не принимаем.
Мы по-прежнему придерживаемся той точки зрения, что договор о взаимной польско-советской помощи ускорил бы конфликт».
Задание
- Сравнить предложения СССР и Великобритании о мерах которые должны были предпринять договаривающиеся страны в случае немецкой агрессии.
- Определить принципиальные отличия позиции СССР от позиции его европейских партнеров по переговорам.
-Какую позицию занимала Польша?
Объясните понятия, приведите примеры.
Агрессия, эскалация, всеобщая мобилизация, ГУЛАГ
4 группа
Работа с документами:
СССР и страны Запада накануне Второй мировой войны.
К началу 1939 г. Советский Союз оказался вновь в международной изоляции. Почему?
После подписания Мюнхенского соглашения и раздела Чехословакии договоры о взаимопомощи между СССР, Францией и Чехословакией утратили силу.
В марте 1939 г. Германия оккупировала Чехословакия, расторгла договор с Польшей и предъявила Польше претензий. Государства Восточной Европы (в частности Венгрия и Румыния) заключили с Германией и Италией союзнические договоры.
Вопросы:
1.Как в сложившейся ситуации действовали СССР, Англия и Франция?
2.Был ли готов заключить договор И. В. Сталин о взаимопомощи со странами Запада?
3.Какова позиция У. Черчилля в отношении создания системы коллективной безопасности?
Объясните понятия, приведите примеры.
Доктрина, система коллективной безопасности, оккупация.
5 группа
Работа с документами:
Маршал К. Е. Ворошилов:
«.Советская миссия считает, что СССР, не имеющий общей границы с Германией, может оказать помощь Франции Англии, Польше и Румынии. Лишь при условии пропуска ею войск через польскую и румынскую территории, ибо не существует других путей для того, чтобы войти в соприкосновение с войсками агрессора.
.Английская и французская миссии, к нашему удивлению, не согласны в этом с советской миссией. В этом наше разногласие.
Советская военная миссия не представляет себе, как могли правительства и генеральные штабы Англии и Франции, посылая в СССР свои миссии для переговоров о заключении военной конвенции, не дать точных и положительных указаний по такому элементарному вопросу, как пропуск и действия советских войск против агрессора на территории Польши и Румынии, с которыми Англия и Франция имеют соответствующие политические и военные отношения».
Вопросы по тексту:
- Объясните, почему Англия и Франция стремились к затягиванию переговоров в Москве?
- Назовите причины разногласий.
- Была ли возможность успешно закончить переговоры?
-К каким последствиям привел провал переговоров?
Объясните понятия, приведите примеры.
Антигерманская направленность во внеш. политике, тоталитаризм.
© 2015, Кутепова Вероника Валерьевна 2046