СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с источником 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к заданию для 6 А класса касающиеся анализа "Русской Правды"

№1 Отрывок из сборника законов «Русская правда»

Ст. 3. Если кто убьет княжеского мужа (княжеский слуга, дружинник, боярин), а члены верви убийцу не сыщут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый.

Ст. 12. За ремесленника или ремесленницу платить 12 гривен.

Ст. 86. Если же умрет боярин или дружинник, то их имущество не идет князю, но если не будет сыновей, то наследство получают их дочери.

№ 2 Отрывок из сборника законов «Русская правда»

Ст. 3. Если кто убьет людина, платит виру князю в 40 гривен.

Ст. 6. Если кто (из членов) не внесет свою долю в виру, таму люди не должны помогать, но он сам платит.

Ст.21. Если вервь начнет платить виру за убитого, (когда убийца не обнаружен) то ей предоставляется рассрочка. Но если убийца находится в верви (и сам платит виру), то она должна помочь ему платить.

№3 Отрывок из сборника законов «Русская правда»

Ст. 71. Если смерд подвергнет муке (избиению) смерда, то заплатит 3 гривны князю и потерпевшему за муку 1 гривну.

Ст. 85. Если смерд умрет (не оставив сыновей), то наследство идет князю; если после него останутся дочери, то выделить им часть имущества.

Ст. 26. А за убийство смерда 5 гривен.

№ 4 Отрывок из сборника законов «Русская правда»

Ст.52. Если закуп убежит от господина, не расплатившись с ним за ссуду (купа-долг), то становится полным холопом (рабом). Если же он пойдет искать денег с разрешения господина или побежит к князю и его судьям с жалобой на обиду со сторонысвоего господина, за это нельзя делать холопом, а следует дать ему суд. (Мог получить свободу, возвратив купу вдвое больше).

Ст.56. Если возьмет господин с закупа больше денег, чем условились, то излишне полученные деньги также вернуть закупу и заплатить ему за обиду 3 гривны.

Ст.57. Если господин побьет закупа за дело, то не отвечает за это, а побьет без повода, то должен заплатить столько, сколько платят свободному человеку.

№5 Отрывок из сборника законов «Русская правда»

Ст.42. Если ворами окажутся холопы ответчика, с которых князь продажи не взыскивает, потому что они не свободны, то ответчик должен заплатить потерпевшему двойную цену украденного.

Ст.84. А за убийство холопа (раба) виры (штрафа) нет; но если он убит без вины (с его стороны), то убивший обязан заплатить его стоимость владельцу, а князю - 2 гривны продажи (т.к. убивший рассматривается на княжеском суде).

Ст.102. Холопство трех видов бывает: если кто купит свободного человека хотя бы за полгривны

Ст.103. А второе холопство: кто женится на рабыне (холопке) без договора с еёгосподином, а женится с договором, то, как договорится, так пусть и будь.

Ст.104. А вот третье холопство: кто станет у господина слугой без договора, если же с договором, то, как срядится, так пусть и будет»

Алгоритм многоуровневого анализа текста документа

I. «Паспортизация» документа.

1. Кто является автором документа? Что известно о его жизни и деятельности?

2. Когда, где и почему появился этот документ?

3. Каков вид данного источника?

II. «Выборочное чтение», работа с информацией (историко-логический анализ).

1. Чтение документа

2. Составление словаря новых исторических понятий.

III. «Реконструкция», анализ ценностных установок (аксиологический анализ).

1. Чьи интересы (каких слоёв, групп, классов) общества защищает «Русская правда»?

2. Чем объяснить сохранение кровной мести в XI веке и её исчезновение в документе XII века?

3. Почему Ярослав Мудрый не взял за образец законы Византии?

4. Составьте схему социальной структуры населения Руси времён «Русской правды».

5. Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа, используя репродукцию с картины Билибина И.Я. «Суд во времена Русской правды».

IV. Критика источника (критический анализ).

1. Доказывают ли статьи документа его противоречивый характер? В чём он проявляется?

2. К каким изменениям в государстве и обществе привело введение этого документа?

V. Ценность документа в исследовании исторической проблемы.

1. Что нового помог вам узнать документ о состоянии русского общества в XI – XII вв?

2. Помогает ли изучение документов узнать больше об изучаемом историческом периоде?

3. Что даёт вам работа с конкретным историческим документом? Нужна ли она на уроках?

Категория: История
22.06.2015 12:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!