СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Реализация проекта «Одаренные дети — будущее России»
Работа по реализации этого проекта обычно в общих чертах осуществляется по плану из 3-х пунктов: 1. выявление одаренных детей; 2. работа по их развитию с помощью разных методик; 3. анализ работы педагога для самоусовершенствования. В начале работы важно выяснить четкие критерии детской одаренности.
Так какого ребенка называют одаренным?
Опираясь на мнение многих детских психологов скажу, что все дети рождаются одаренными (даже умственно отсталые в их определенных качествах). Но по-настоящему развить свои неповторимые качества удаётся далеко не всем, и причиной этому всегда являются взрослые, так или иначе влияющие на развитие личности ребенка: одни ограничивают его развитие, другие слишком усердствуют, не давая развиваться по естественному плану — перечислять причины нереализованных потенциалов наших детей можно довольно долго.
Само понятие одаренности чаще всего определяется как уровень интеллекта, превосходящий таковой у сверстников. Чаще одаренными называют детей, резко отличающихся от сверстников неодинарным и логическим мышлением, способных в любой ситуации находить ориентир на правильный ответ или выход: активные дети. Но не всегда «активность» значит «одаренность», иногда при внешней активности знания поверхностны, лишены умений применять их на практике.
В современных сложных социальных, сложных моральных условиях многие развитые, думающие дети неактивны внешне. Таких называют «способными», но именно они могут быть по-настоящему одаренными. Педагогу очень важно не только развивать таланты одаренных детей, но и уметь распознать способных детей и помочь им выявить свою одаренность, не забывая при этом об индивидуальности каждого ребенка. Важно создать условия в школе не только для развития интеллекта, но и для самоактуализации ребенка, развития его уверенности в себе и положительного «самоприятия» [Столяренко Л. Д.].
Такие цели требуют в качестве средств кропотливый труд по приобретению всех качеств, входящих в понятие «педагогическое мастерство».
Это все теория. На практике урока я пытаюсь применять индивидуальный подход: на этапе объяснения темы стараюсь подобрать сравнения объекта изучения с понятным для каждого конкретно образом, или способ применения его в привычных для каждого условиях. Пример: объясняя тему химических реакций, можно заинтересовать девочек, увлекающихся рукоделием, предложив покрасить ткань для поделки в домашних условиях — чтоб закрепить краситель на ткани нужно провести реакцию замещения групп атомов целлюлозы или белка в составе материи на атомы красителя, для чего необходимо добавить так называемую протравку — кислоту или соль; или проще: предложить ответить на вопрос: зачем добавлять дрожжи в тесто, подталкивая на разсуждения информацией о продуктах биохимических реакций извлечения дрожжами энергии из сахара. Тема разделения смесей для многих мальчиков будет понятней, если предложить им ситуацию, когда случайно налили бензин в канистру с водой — разсуждения о способах «реанимации» бензина вовлекут ребят в учебный процесс и заставят работать их мышление.
На этапе закрепления знаний стараюсь привлечь к решению практических задач неактивных учащихся: часто они усваивают материал только действуя, пусть с моими подсказками, а при этом и успевающие учащиеся имеют возможность сформулировать вопросы по какому-либо непонятному для них аспекту темы.
Важно создать условия для развития одаренных детей, чему способствует организация внеурочной деятельности в соответствии с интересами каждого ребенка: в рамках школьного лесничества предусмотрена организация работы разных секторов: художественный, биологический, экологический, малая академия, лесной сектор, лесная аптека. Так же ребятам интересна научно-исследовательская деятельность: запланированы работы по исследованию бактерицидного действия фитонцидов растений и качественного состава воды в системах водоснабжения нашего поселка.
Для контроля выполнения программы по работе с одаренными детьми планируется проведение конкурсов, тестов, конференций как в процессе работы, так и по её завершении.
© 2015, Мартышова Анна Константиновна 926