СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одарёнными детьми, осуществляемая учителями начальных классов МОУ «Корочанская СОШ им. Д.К.Кромского»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одарённый ребёнок («Рабочая концепция одарённости». 2-е изд., расширин. и перераб.-М., 2003) – ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Если говорить о даре в прямом значении этого слова, мы понимаем, что он присущ совсем немногим. Про таких говорят, что господь поцеловал их в макушку. Кто-то сравнил дар с флюсом – он также односторонен.

Проблема работы с одарёнными детьми существует и в нашей школе. Ведь ни секрет, что в основном, одарённость сопровождается сложным характером, неадекватными поступками. Выявляются проблемы у таких детей в общении как с одноклассниками, так и с учителями. Всё это вызывает у нас негодование, поиск нестандартных решений.

Но сегодня, затрагивая тему Одарённые дети, мы всё-таки расширим это понятие, и будем говорить не только о единичных дарованиях, но и о множестве способных детях, которые развиваются при определённых условиях, ведь недаром говорят, что таланту надобно помочь, бездарности прорвутся сами.

Проявление одарённости у детей различна. У одних она проявляется ярко, отчётливо и не может вызвать сомнения, у других скрыта, менее заметна из-за каких либо психологических барьеров. Поэтому перед учителями начальной школы стоит ответственная задача – не пройти мимо способных детей, вовремя заметить их индивидуальность, не загасить искорку таланта ребёнка, тем более, что учитель начальных классов – это универсальная профессия, воплощающая в себе все направления образования. Работая с такими детьми, как никогда учитель должен проявить самые высокие педагогические навыки, что в полной мере демонстрируют учителя нашей школы. Это и доброжелательность в отношении к детям, целеустремлённость, настойчивость, понимание и удовлетворение запросов детей, терпимость к ситуациям неопределённости, умение проявить гибкость в трудных, а порой конфликтных ситуациях, способность различить индивидуальные черты в способностях своих учеников и соответственно им изменять процесс обучения.

Выявление одарённых детей – продолжительный и многогранный процесс, связанный с анализом развития конкретных детей. В полной мере говорить об одарённости того или иного ребёнка можно только детально изучив его психологические особенности, задействовать различные методы; наблюдения, диагностики, беседы, вовлечение его в различные виды деятельности.

Иногда, приводя ребёнка в школу, родители прогнозируют, что их ребёнок должен учиться только на «пять». Но основываются только на своих впечатлениях об успехах своего любимого сына или дочки, которому уделяли много внимания, создавая все условия, зачастую, не понимая, что за видимостью одарённости принимается уровень информированности, подготовленности ребёнка, который сложился у него в силу благополучных жизненных условий («ребёнка всячески развивали»). Но при поступлении в школу раскрываются какие-либо пробелы в воспитании, и ребёнок теряет интерес к учению, не оправдывает прогнозов родителей.

Для выявления способных детей после поступления в школу может пройти и один и два года, а может быть и более, так как существует определённая зависимость и между возрастом, в котором проявляется одарённость, и областью деятельности. Например, доказано, что наиболее рано дарования проявляются в искусстве, особенно в музыке, несколько позднее – в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов происходит позднее. Это связано с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других, как правило, проявляются математические способности.

Важно отметить, что для выявления и развития способностей ребёнка важно понимание психо-физических свойств, своеобразия личности одарённого ученика со стороны педагога. В данном случае учителю необходимо отказаться от позиции непогрешимости, не подходить к ребёнку с «позиции силы», и тогда повышенная критичность интеллектуально-одарённого ребёнка, его высокое умственное развитие вызовут у него уважение и понимание.

Развитию способностей учащихся способствуют индивидуальные занятии, которые поводятся учителями по плану, привлечение к исследовательской деятельности, творческим проектам, проведение различных конкурсов.

Результативность данной работы налицо:

2010г. май –Ткачёв Илья -2 е место районный конкурс «Юный интеллектуал» учитель Демченко Т.С.

2010г. декабрь 1 –е место районный тур - коллективный проект учащихся 3А класса в конкурсе исследовательских и проектных работ,

1 место районный тур – «Моя родословная» Шейченко Я. в конкурсе исследовательских и проектных работ, учитель Атаманова Л.Н.

К сожалению, конкурсов такого плана для начального звена немного, да и результаты некоторых из них не подводятся, ничем не поощряются и интерес к участию у учащихся угасает. Остаются коммерческие конкурсы, на которые необходимы финансовые вложения со стороны родителей, и к участию которых привлечь всех желающих и способных детей не всегда удаётся, да и работа эта требует осторожности.

Все результаты участия и побед в различных конкурсах фиксируются. Для этого учителями ведутся карты одарённых детей, ученики создают свои портфолио, в которых идёт накопление достижений учеников. Хочется, чтобы эти материалы были подспорьем для учителей среднего звена. В связи с эти должна осуществляться преемственность при работе с одарёнными детьми, чтобы учителям среднего звена не приходилось с чистого листа вести работу по выявлению и развитию одарённых учащихся, ведь оценки не всегда могут рассказать о той или иной стороне развития ученика.

28.12.2017 15:12


Рекомендуем курсы ПК и ПП