СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с родителями. Налаживаем конструктивное общение с родителями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).

Работа с родителями (И.В. Степанова)

Налаживаем конструктивное общение с родителями

Известно, что отношение родителей к школе невозможно скрыть от ребенка. То, как мама, папа, бабушка или дедушка относятся к школе, влияет во многом на учебную мотивацию ребенка, на его ожидания от школы, на его уверенность в своих силах, настроение. Поэтому важно, чтобы у родителей складывалось позитивное отношение к школе. Но как этого добиться? Как сделать родителей школьников союзниками школы? Как предотвратить или хотя бы уменьшить их возможный негативизм по отношению к школе? Пожалуй, ответ на эти вопросы кроется в секретах общения педагогов с родителями - на собраниях, в индивидуальных беседах, в чатах мессенджеров и т.п. Секреты эти в мелочах, в нюансах, в умелой инструментовке взаимодействия с родителями.

Старайтесь создать у родителей позитивный настрой на школу еще до вашей встречи с ними. Если, например, вы приглашаете родителей на какое-то большое мероприятие (родительское собрание, заседание попечительского совета, день открытых дверей, детский спектакль, концерт, спортивный турнир, открытые уроки и т.п.), то сделайте это приглашение достойным вашей школы. Если родителей ожидается немного, то можно сделать красивые персональные приглашения для каждого и передать их вместе с детьми. Если приглашенных много, то на сайте школы и в сетевых сообществах родителей можно выложить личное приглашение директора школы или его заместителя. Главное в таких приглашениях - их неформальный характер и демонстрация искренней заинтересованности школы в сотрудничестве с родителями школьников.

За 5-10 минут до начала мероприятия можно запустить на экране короткий ролик о школьных событиях, слайд-шоу с фотографиями детей или презентацию с отзывами выпускников о школе. В вестибюле можно развесить газеты, поделки, рисунки, выполненные школьниками. Родителям всегда приятно видеть результаты творчества своих детей. Позитивный настрой педагогов на встречу вкупе с профессиональным и тактичным поведением службы охраны помогут родителям проникнуться духом школы, увидеть ее достоинства уже своими глазами, а не только глазами ребенка.

Постарайтесь строго соблюдать повестку и регламент всех мероприятий, на которые вы приглашаете родителей. Увы, многие педагоги считают пунктуальность малозначимым нюансом, а зря. Приходящие в школу родители, как правило, приходят туда после работы, уставшие и далеко не всегда в хорошем расположении духа. И если таких родителей заставлять ждать начала мероприятия, неоправданно задерживать их после него или занимать их время неактуальной информаций, отчетными выступлениями местных депутатов или откровенной рекламой, то это вряд ли вызовет у них позитивные эмоции.

При необходимости можно сопроводить выступления педагогов мультимедийными презентациями, стараясь делать их короткими, понятными и читаемыми даже с последних рядов.

Не воспринимайте вопросы со стороны родителей как критику в ваш адрес - родителям просто интересно узнать больше, а корректно задать вопрос они, увы, не всегда умеют. Помните, что при ответах на вопросы родителей важны краткость, точность и оптимистичный настрой. Оптимизм педагога заразителен и почти всегда влияет на позитивное восприятие родителями самого педагога.

Если вы приглашали родителей на какое-то детское мероприятие, то после его окончания в бегущей новостной ленте сайта школы можно поместить фотографии детей, которые чередуются с фотографиями родителей, наблюдающими или участвующими в том или ином школьном деле. А вечером родителям будет приятно получить сообщение от классного руководителя в общий чат: «Была рада видеть вас сегодня на празднике» или «Мои коллеги заметили сегодня, что самые активные родители были из нашего класса. Спасибо вам!». Эти нехитрые мелочи также позволят вам в налаживании конструктивных взаимоотношений с родителями.

Следует обратить внимание на нюансы общения с родителями в социальных сетях и мессенджерах. На первый взгляд виртуальное общение с родителями кажется более эффективным, простым и безопасным. Опытные педагоги подтвердят - это не так. Такое общение порой таит большие риски, чем реальное. Чтобы их избежать и продуктивно использовать в качестве средства общения с родителями этот ресурс, нужно помнить следующее. Постарайтесь избегать общих обсуждений конфликтных ситуаций, случившихся в школе. Если инициатива подобного разговора будет исходить от кого-то из родителей, то педагогу важно такое обсуждение прекратить. У родителей могут быть разные точки зрения на одну и ту же ситуацию, возможны непонимание, обиды. Конфликт может только разгореться еще больше. Старайтесь вплетать информацию, которую вы хотите адресовать родителям, в контекст происходящих в школе событий. К примеру, класс готовится к финалу чемпионата школы по волейболу. Педагог может прикрепить ссылку на яркий матч или несколько мотивирующих цитат, которые родители могут использовать для поддержки своих детей. Постарайтесь заранее договориться с родителями о времени ежедневного окончания общения в общей группе, и о времени, после которого звонки и сообщения педагогу можно адресовать только в крайнем случае.

И конечно же, важен стиль общения с родителями. Педагогу важно стараться использовать в своей речи так называемые «Я-высказывания» («Я думаю, что.», «Мне кажется.», «Я рада успехам.», «Обращаю внимание на эти выводы.», а не «Ваш ребенок.», «Да Вы меня не слышите.», «Внимательно прочитайте эти правила.»). Тем самым педагог показывает свое отношение к проблеме, информации, событию, не манипулируя и не давая указаний взрослым людям.

07.08.2021 08:37


Рекомендуем курсы ПК и ПП