СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с родителями учащихся в направлении духовно- нравственного воспитания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с родителями учащихся в направлении духовно- нравственного воспитания.

 

                                 Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его

                                нравственно,- значит вырастить угрозу для общества.

                                                                                              Теодор Рузвельт

 

         Тема сегодняшнего собрания - это своеобразный набат, который призывает взрослых людей подняться на защиту нравственности  и к противостоянию духовному обнищанию взрослых и, конечно,  детей.

         В нашем обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребёнка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью.

        Причём именно семья первой предъявляла обвинения, если результаты воспитания были плачевными. И по сегодняшний день мы сталкивается с такой ситуацией, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием детей. Такой подход к оценке деятельности школы и роли семьи в воспитании детей привёл к тому, что сегодня мы называем безответственностью родителей по отношению к собственным детям.

        По своему психологическому статусу школа и семья – противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребёнку его родной дом, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность для раскрытия и проявления его способностей.

       Многие взрослые, педагоги и родители, забывают о том, что от первых проб и ошибок не застрахован ни один подросток – слишком велик соблазн неизведанного, слишком просты способы достижения многих соблазнов. Общая цель семьи и школы - воспитать меры устойчивости к неоправданным пробам. В связи с этим одной из задач школы является серьёзное и целенаправленное просвещение семьи по вопросам взросления ребёнка.

    Нравственное воспитание учащихся должно сопровождать весь процесс обучения, оно должно быть системным и продуманным и без участия в нём родителей учеников обойтись нельзя. С помощью школы родители должны видеть положительные примеры воспитания детей в семье, учиться видеть свои ошибки и предупреждать их, прогнозировать результаты своего воспитания на будущее.

    В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает ребёнок, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность. В подростковом возрасте для ребёнка особенно велика опасность стать жертвой неправильного воспитания в семье. Обратимся к реальной ситуации. Мать воспитывает дочь одна, отец ушёл, когда девочке было 3 года. Мать активно настраивала дочь против отца, который приезжал к дочери: «Он человек отвратительный. Он тебя бросил, он тебя не любит, и ты с ним даже не здоровайся!»

      Учитель вызвала мать. Пыталась ей объяснить, что нельзя в девочке убивать уважение к отцу. На что она ответила:

    - Я сама знаю, что можно и что нет. Я её мать, я её люблю, я одна сделаю её счастливой. Ни учителя, ни психолог не могли убедить мать в том, что она неправильно воспитывает дочь.

     Дочь - это единственное, что у меня есть в жизни. Я всё отдала ей, я работаю день и ночь... И на самом деле было так. Девочка занималась с учителем английского языка, для уроков музыки мать приглашала ей лучших преподавателей. Ребёнок ни в чём не знал отказа. Всё свободное время мать отдавала ей: они вместе ходили по музеям, смотрели фильмы, читали книги. Казалось, что не найти  лучших друзей, чем мать и дочь. Но это всё только казалось. Дочь росла эгоистичной и не всегда управляемой девочкой. В классе её не любили. Подтверждением непозволительного поведения девочки было множество инцидентов. И вот наступил день, когда мать прибежала в школу и в отчаянии воскликнула, обращаясь к учителям: «Кого вы воспитали из моей дочери? Я жаловаться на вас пойду!» Женщина залилась слезами. Было трудно, но пришлось сказать ей всю правду. Вас предупреждали об этом не один раз. Вам хотелось построить свой авторитет за счёт крушения всех авторитетов вокруг. Но вы не подумали о себе самой. Дочь не может любить и уважать вас, потому что она вообще никого не любит и не уважает.

      Это яркий пример совершенно безнравственного (несмотря на походы в музеи и театры) воспитания.

      Но не всегда родители бывают педагогически  слепыми. Немало таких отцов и матерей, которые «чувствуют» критическую ситуацию, обращаются за помощью к педагогам и прислушиваются к их советам. В задачу педагога входит не только определение, но и целенаправленное изучение воспитательного потенциала семьи. Его особенности таковы:

  • жилищно-бытовая и материальная обеспеченность семьи;
  • культурный и образовательный уровень родителей;
  • морально-психологический климат в семье;
  • традиции и обычаи семьи;
  • система ценностей и требований, предъявляемых в семье;
  • авторитет родителей в глазах детей;
  • степень доверия детей родителям и родителей детям в семье.

    В связи с этим педагогические погрешности родителей могут  быть связаны с определёнными причинами, среди которых главными являются следующие:

  - неполная семья;

  - конфликтная атмосфера в семье;

  - авторитарные методы воспитания;

  - наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения

    на воспитание ребёнка;

  - излишняя порочная родительская любовь или отсутствие любви

    как таковой;

  - потеря авторитета родителей в глазах собственных детей.                       Зная воспитательный потенциал семьи, учитель может и должен помочь родителям в преодолении трудностей взросления их ребёнка. Для этого необходимо:

  1. Помочь родителям осознать необходимость решения проблемы.
  2. Доказательно убедить родителей в ошибочности и несостоятельности их точки зрения на проблему.

 3. Дать конкретные рекомендации по решению возникшей проблемы.                                         

4.Организовать наблюдение за решением данной проблемы.

5. Поддержать родителей и ребёнка, помочь им поверить в  возможность    выхода из проблемной ситуации.

6. Свести к минимуму отрицательное влияние семьи на ребёнка и максимально продемонстрировать положительное влияние семьи на ребёнка.

      Огромная работа классного руководителя по нравственному воспитанию учащихся невозможна без взаимодействия с родителями ученика. Классный руководитель должен направить свои усилия на разъяснение нравственных основ воспитания ребёнка в семье, которые являются истоком формирования личности человека. Организуя работу по нравственному воспитанию с семьёй, школа должна уделить серьёзное внимание просвещению родителей по формированию в их семьях нравственных законов существования семьи. К ним относятся следующие законы, на основе которых в каждой семье зарождаются, формируются и укрепляются традиции и обычаи семьи.

 

Законы семьи.

1.Каждый ребёнок должен быть любим независимо ни от чего.

       Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильное влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, для формирования и реализации его нравственных потребностей.

При этом известный учёный- педагог П.Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивает ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

2.Каждый ребёнок должен жить в атмосфере искренности и доброты.

       Иногда родители прибегают ко лжи в самых различных жизненных обстоятельствах. Раскрывшаяся ложь может разрушить привычный уклад жизни, который так старались сохранить ложью.

Родителей нужно учить, что не следует говорить: «Это тебе рано знать», «Это ты всё равно не поймёшь». Такие ответы только раздражают ребёнка, вызывая неоправданное любопытство и самолюбие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе  это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, а  преподаётся урок долга, дисциплины и порядочности.

3.Ребёнок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.

      Подростки любят рассуждать, но родители часто пересекаю рассуждения, подчёркивая их незрелость. Но именно в ходе этих рассуждений дети постигают суть нравственных понятий.

     Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать ребёнку, а также необходимо думать, что сказать и  как сказать.                

    Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает и без нас.

    Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «скучных проповедей».

     В-третьих, необходимо определить, какого результата мы хотим добиться в ходе беседы. Мастерство воспитателя, учителя, отца и матери заключается в том, чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний и побудил его к активной деятельности по воспитанию самого себя. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни и из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослого человека.

        Большой ошибкой в семейном воспитании являются упрёки. Одни упрекают ребёнка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и физическую силу. Правильно поступают родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, вселяют веру в будущий успех.

      В чём же вред упрёков в воспитании детей? Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, которое расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельное решение в преодолении трудностей.

4.Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приёмов наказания ребёнка.

       Наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Многие педагоги говорят об огромном эффекте порицания. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности взрослого.

       Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

5. Закон понимания ребёнком слов « можно», «надо», «нельзя».

      Очень важным методом в воспитании В.А.Сухомлинский считал запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний  у детей очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя». Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних.

6.Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.

      Сегодня мы говорим о важности воспитания чувств ребёнка. Этим необходимо заниматься и в семье, и в школе. Это значит и  словом, и поступками вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.

7.Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею.

      Ребёнок должен видеть, что все члены семьи заняты созидательным

трудом, что праздность в доме не свойственна членам семьи, что труд-это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше. Наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

8.Закон культивирования в семье положительных привычек.

      Можно много раз говорить своему ребёнку о том, что нельзя много есть и при этом на его глазах съедать огромное количество еды. Можно говорить о вреде курения и самому взрослому курить не переставая. Такие примеры - модель для подражания и активного использования в жизни. Необходимо исключить такие раздражители из жизни ребёнка.

9.Создание условий для общения ребёнка с нравственными людьми.

      Для того чтобы ребёнок вырос нравственно здоровым, его необходимо максимально оградить от контакта с безнравственными людьми.

Только к 7-ми годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих его людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка, желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.

10.Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.

      Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений. И в связи с этим родители должны контролировать проявления взаимной любви в присутствии детей, создавать нравственные традиции и обычаи, которые могут показать истинную красоту взаимоотношений взрослых любящих людей.

     Будет нравственное воспитание – ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей. Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания.

      Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют своё разумное поведение и поступки в качестве родителей, у них есть шанс добиться успехов и побед в деле воспитания своих детей.  

13.02.2015 11:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!