СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Школьное научное общество «Открытие мира», организованное на базе МАОУ «Новолыбаевская СОШ» Заводоуковского городского округа, осуществляет работу, направленную на формирование толерантности и этнокультурного пространства, через привлечение учащихся к
Работа над созданием рукописных книг включает несколько этапов:
1) Организационный этап. Выбор темы книги.
2) Сбор материала по выбранной теме.
3) Обсуждение собранного материала. «Разговор по душам» - непосредственная работа со стереотипами и предубеждениями, воспитание толерантности в ходе бесед и дискуссий.
4) Написание детьми рассказов и стихов по выбранной теме.
5) Редактирование текста, проверка орфографических ошибок.
6) Оформление книги.
7) Презентация книги.
8) Рефлексия (анализ презентации книги).
Грамотно организованная и проведённая после презентации книги дискуссия играет порой не меньшую роль, чем сам процесс создания этой книги. Обсуждение книги позволяет каждому сформулировать свою точку зрения, обогатить свои впечатления мнениями других детей.
Приведём примеры рукописных книг, созданных членами клуба «Открытие мира»:
- Книга «Старинный календарь сибирских татар», выполненная группой учениц 10 класса.
В процессе создания книги происходило развитие учащимися позитивной оценки своей этнической группы (татары). Кроме того привлечение к созданию книги детей разных национальностей (русские, чуваши) способствовало приобщению их к богатству культуры других народов.
- Рукописная книга «Помни… Не забывай!», рассказывающая о трагедии Холокоста, созданная учениками 7 класса.
Нельзя быть настоящим патриотом, любя только собственный народ и ненавидя или презирая всё остальное человечество.
Большую помощь в формировании толерантности может оказать обращение к мировой истории – к тем её эпизодам, которые свидетельствуют о страшных последствиях человеконенавистничества.
В процессе работы над книгой осуществлялось знакомство с фото и видеоматериалами, историческими документами, статистическими и информационными материалами, с частными документами (дневниками, письмами, рисунками). Знания о Холокосте необходимы, чтобы неприязнь к непохожему не стала ненавистью к чужому народу, к чужой религии, к чужой стране.
Попробовав свои силы в написании рассказов и стихов для рукописных книг, учащиеся продолжили работу по созданию художественных текстов, представляя свои произведения на различных творческих конкурсах. Так, в 2014 году ученица 10 класса Шамонина С. стала призером областного поэтического конкурса «Гришинские проталины», представив стихотворение о детстве татарского поэта Габдуллы Тукая:
Мы часто слышим: Детство – лучшая пора. Привыкли к ласкам матери, отца, Ограждены от тягот и забот, И не свело от голода живот.
Я думала, что сказка есть у всех, Повсюду раздаётся детский смех, На всех хватает радости, тепла, И на реснице не дрожит слеза.
Но некому бывает иногда Утешить, если вдруг пришла беда. Когда у мальчика нет мамы и отца, Его все называют «сирота».
Жил маленький мальчишка Габдулла. О нём ходила странная молва: За жизнь совсем не долгую свою Он много раз уже менял семью. Покорно слёзы детские глотал И восемь женщин мамой называл.
О лучшей доле мальчик тот мечтал, И повзрослев, себе не изменял. Желал увидеть, как «народ родной, Счастливый, забурлит весеннею волной».
По жизни шёл мальчишка-сирота, Тепло души всем щедро раздавал, Короткою была его судьба, Но он шагнул в бессмертье – Габдулла.
Участники научного общества выполняют исследования, способствующие формированию у них собственного отношения к миру, к другим людям.
Уже в этом учебном году на краеведческую конференцию «Наше наследие» в г. Заводоуковске учащимися была представлена работа, рассказывающая о развитии образования и культуры в Нижнем Ингале.
При выполнении работы школьники узнали много нового о прошлом своей деревни. Например, было установлено, что первое документальное упоминание о Нижнеингальской школе относится к 1887 году. Учрежденная при магометанской мечети, она не подчинялась ведению Министерства народного просвещения, никакие правительственные уставы и распоряжения здесь не действовали. С детьми занимался мулла, обучая чтению и письму, а также относящимся к религии магометанским законам. Никакой образовательной программы у него не имелось, поэтому учёба в школе не ограничивалась определённым сроком, из класса в класс учащиеся не переводились. На занятия можно было прийти в любое время и уйти по своему усмотрению. Число учащихся определялось с большим трудом.
Типовых помещений для школы не существовало. Обычно ученики располагались в просторных комнатах частных домов на циновках перед небольшими скамейками, на которых лежали книги, и раскачиваясь, монотонно твердили урок. В это время учитель полулежал на одеяле с длинным хлыстом в руках. Ученики садились перед ним и рассказывали выученное. Нерадивых подвергали различным телесным наказаниям.
Нижнеингальская татарская школа 1 ступени была открыта сразу после революции в 1917 году. К 1930 году в ней занимались 39 мальчиков и 48 девочек. Занятия на русском и татарском языках проходили в бывшей мечети в две смены.
С учащимися национальных школ Ялуторовского района после окончания уроков занимались трудовым воспитанием. Ребят из Нижнеингальской школы прикрепили к скотному двору и молочно-товарной ферме. Здесь они проходили практику по выращиванию скота. В свободное время мальчишки и девчонки собирали утильсырьё, золу, семена, распространяли периодическую печать.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что разнообразные формы работы школьного научного общества способствуют формированию толерантности и этнокультурного пространства.
© 2014, Шамонина Татьяна Николаевна 365