СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В современном, стремительно меняющемся, мире человеку необходимо учиться в течение всей своей жизни. Поэтому одним из условий увенчавшегося успехом самообразования является сформированность ключевых читательских компетентностей. Уровни овладения учащимися ключевыми компетентностями устанавливаются благодаря качеству образования по чтению в начальной школе.
Мною проработаны тексты учебно-научного характера и методики работы с ними. Целью данной работы является подбор материалов с точки зрения учителя, нужных для введения в учебный обиход учебно-научных текстов по современной лингвистике.
На сегодняшний день исследования учебных текстов с лингвистических соображений является актуальными, потому что далеко не все вопросы получили свое решение, важные для оценки лингвистических явлений в структуре разных уровней учебных текстов, и не все варианты данного типа текстов оказались объектом анализа.
Предопределённость научных учебных текстов для чтения, возможность неоднократно повторно обращаться к ним в процессе усвоения содержания обеспечивают условия для успешного решения планируемых учебных задач.
По УМК под редакцией М.М. Разумовской можно выделить следующую классификацию учебно-научных текстов[1, с. 2-50]:
По данной классификации были составлены примеры текстов лингвистического характера. Проанализируем один из них.
Тексты-рассуждения на лингвистическую тему
Пример текста: «Значение и смысл»
Ю.С. Степанов приводит следующий пример. В русском языке слово петух имеет «значение» и «смысл». Его «значение» - это все птицы, имеющие определённый внешний вид: ходячая (а не летающая) птица, самец, с красным гребнем на голове и шпорами на ногах. «Смыслом» же слова петух будет не только его животная характеристика, а нечто иное (хотя, разумеется, находящейся в соответствии со «значением»):
а) домашняя птица;
б) самец;
в) птица, которая поёт определённым образом и своим пением отмечающая время суток;
г) птица, которая получила название из-за своего особенного пения: петух от глагола петь;
д) вещая птица, с которой связано много поверий и обрядов. [2, с.29]
К данному тексту можно применить следующие приёмы и задания, позволяющие сформировать читательские компетенции.
Приёмы работы с текстом:
- выборочное чтение текста по конкретному заданию;
- нахождение в тексте вопросов на ответы учителя;
- формулирование учащимися вопросов по материалу текста;
- осмысление заголовка текста;
- объяснение незнакомых терминов;
- сопоставление структуры текста с планом, данным учителем;
- сжатое изложение прочитанного текста;
- беседа по тексту.
Задания к тексту
1. Какая тема названия текста?
2. Какой пример приводит Ю.С. Степанов?
3. Какое слово характеризуется в тексте?
4. Какое «значение» даётся слову петух?
5. Каков «смысл» слова петух?
6. От какого глагола образовано слово петух?
7. Какую информацию можно узнать из последнего предложения?
8. Подготовить небольшое сообщение о поверьях и обрядах, связанных с петухами.
9. Чем «значение» и «смысл» отличаются?
10. Как думаете, нужно ли знать «значение» слова и его «смысл»?
На основе данных заданий к тексту можно проводить педагогические эксперименты, что поможет выявить затруднения у детей, которые возникают при чтении текстов, а так же вести статистические данные по улучшению навыков чтения текстов лингвистического характера.
Читательская компетенция определена следующими компонентами:
1. Владение техникой чтения;
2. Владение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
3. Знание книг и умение их самостоятельно выбирать;
4. Эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе;
5. Сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса, понимание духовной сущности произведений.
В результате овладения данными компонентами читательской компетентности у учащихся должен сформироваться осмысленный читательский навык.
Таким образом, в результате постоянной и целенаправленной работы по научным текстам лингвистического характера происходит формирование навыка чтения. Под навыком чтения подразумевают:
• правильно прочитать слова;
• понять смысл текста;
• выразительно читать;
• выдержать оптимальный темп чтения.
Кроме того, благодаря текстам лингвистического характера, которые кроме урока литературы так же могут применяться и на уроках русского языка, будет лучше повторяться и усваиваться учебный материал.
Проведенная работа позволяет сделать выводы о том, что лингвистические тексты помогают осваивать теоретический материал, расширяют лингвистическое развитие учащихся сведениями по истории языка, формируют речевые умения учащихся. Работа с научным текстом лингвистического характера должна систематически проводиться на уроках литературного чтения и русского языка. Это позволит выявить у учеников интерес к чтению, будет способствовать развитию гармоничной всесторонне развитой личности, а так же поможет воспитать из младшего школьника квалифицированного читателя. А это всё влечёт за собой формирование читательских компетенций младших школьников.
Список цитированных источников:
1. Когнитивная лингвистика: Учебное пособие / В. А. Маслова. – Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 256 с.
2. Методическое пособие к учебнику под ред. М54 М. М. Разумовской, П. А. Леканта «Русский язык, 5 класс» / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов ; под ред. М. М. Разумовской. – 2-е изд. – М. : Дрофа, 2015. -158 с.
© 2021, Линкевич Анастасия Витальевна 277