СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа воспитателя по профилактике вредных привычек и формирования культуры ЗОЖ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема здоровья, развития и воспитания учащихся остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но и содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Это чётко оговорено в п. 51 Закона РФ “ Об образовании”.

Все воспитанники разные и поэтому в воспитании стандарта работы нет. Вредные привычки, к сожалению, нередко сопровождают жизнь не только школьников, но и взрослых людей. Именно поэтому учащиеся, видя недостойное поведение своих старших товарищей или членов семейства, стараются в чем-то подражать им, не задумываясь о том, что поступают нехорошо. Каждый воспитатель должен применять в профилактической работе с воспитанниками формы, приёмы и методы, адекватные ситуации: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы), групповые (советы класса, творческие группы, органы самоуправления) или коллективные (коллективные дела, конкурсы, концерты, походы, соревнования, акции). Воспитатели прогнозируют, анализируют, организуют, сотрудничают, контролируют повседневную жизнь и деятельность воспитанников.

При этом учитывается, что:

- обучающиеся уже сегодня живут реальной жизнью, а не просто готовятся к будущей, взрослой;

- нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям учащихся реальная жизнь с разнообразными видами деятельности (не только учебными, но и трудовыми, благотворительными, общественно-значимыми, самодеятельно-творческими, досуговыми) имеющими познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую, действенно-практическую направленность;

- каждый воспитанник должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.

- в своей работе нужно ориентироваться на приоритетные, наиболее популярные формы работы, сохраняя то лучшее, что накоплено отечественной и зарубежной практикой и методикой воспитания.

Необходимо отметить, что количество форм коллективной и групповой деятельности бесконечно. Но при этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию, интеллекту; формированию навыков критического отношения к информации. Проверено, что какие бы формы работы с воспитанниками не использовались воспитателем, важно чтобы работа носила системный характер.

Индивидуальные формы пронизывают всю внеурочную деятельность, общение педагогов и обучающихся. Они действуют в групповых и коллективных формах и, в конечном счёте, определяют успешность всех других форм, К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга. Перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна из важнейших задач - выявить способности, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребёнка полезнее нескольких коллективных дел. Чаще всего девиантное поведение возникает у ребёнка от проблем внутри семейных, и где как не в школе его научат общечеловеческим ценностям.

Организация работы по формированию здорового образа жизни, профилактике асоциальных явлений должна опираться на следующие основные принципы:

1) Принцип системности предполагает разработку и проведение программных профилактических мероприятий.

2) Принцип ценностной ориентации включает формирование у воспитанников мировоззрения, основанного на понятиях общечеловеческих ценностей, привлекательности здорового образа жизни, законопослушности, уважения к личности, которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров злоупотребления алкоголем и иных ПАВ.

3) Принцип легитимности – профилактическая деятельность должна соответствовать законодательству Российской Федерации и нормам международного права.

4) Принцип комплексности

5) Принцип постоянства и последовательности (этапность)

6) активная позиция воспитанника: главным становится не решить проблемы за него, а научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности к саморазвитию;

В этой деятельности, сотрудничество социального педагога и педагогов класса является залогом успеха.

Говоря о взаимодействии педагогов класса и социального педагога, необходимо отметить, что эффективность условий для нормального развития личности ребёнка, формирование его индивидуальности и сплочения детского коллектива будет зависеть от реализации принципа комплексности в подходе к решению проблем обучающегося, его семьи и классного коллектива. Профессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание – та основа, на которой должно строиться взаимодействие воспитателя и социального педагога. Без этого невозможно достичь полноценного успеха в воспитании, разрешения возникающих проблем. Чаще всего педагоги класса обращается к социальному педагогу тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата.

Взаимодействие педагогов класса и социального педагога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у обучающегося проблем и проведения социально-педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

Своевременная поддержка воспитанников, попавших в экстремальные ситуации (лишение родителей их прав, определение ребёнка в госучреждения для дальнейшего его обучения и воспитания ) Принятие мер воспитательного воздействия к ребёнку в случае пропусков занятий;

Взаимодействие в ходе работы с семьей ребёнка;

Получение какой-либо специальной информации или консультации.

Анализируя опыт взаимодействия педагогов и социального педагога возможно выделить следующие общие проблемы:

  • организация воспитательной работы с воспитанниками, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, изучение психолого-педагогических особенностей личности, условий жизни ребёнка;
  • выявление имеющихся у воспитанников проблем и трудностей, с одной стороны, и их интересов и потребностей – с другой;
  • своевременное разрешение конфликтных ситуаций;
  • оказание социальной помощи и поддержки учащихся;
  • создание конкретной и безопасной обстановки в школе;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся;
  • развитие демократических основ жизни детских коллективов;
  • поддержание партнёрских отношений с семьей ребёнка, совместное решение детских проблем;

Мне хотелось бы остановиться на наиболее важных аспектах профилактики асоциальных явлений.

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики правонарушений, наркомании и формировании здорового образа жизни.

Ежедневный контроль за успеваемостью со стороны педагогов и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися.

Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у дворовых ребят.

2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

Необходимо учитывать, что у обучающегося, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. 3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы воспитанника, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

Участие в дополнительном образовании помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

Активно проводится работа по привлечению ребёнка в творческие объединения, кружки, вовлечение в детское проектирование.

4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов), но и широко использовать детский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья и организовать самих учащихся на реализацию этой программы.

5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия.

При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работу рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми.

Воспитывать необходимо и родителей, что более сложно.

Для того, что бы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы связи с ними. Важной частью практической деятельности воспитателя по поддержанию контактов с семьей, профилактике правонарушений среди обучающихся является регулярное личное посещение учащихся дома. Это наиболее распространённая и эффективная форма индивидуальной работы с родителями. Педагоги посещают семьи своих воспитанников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания. Опытному наставнику многое могут рассказать сама атмосфера дома, отношения между членами семьи. Исключительно важно соблюдать при посещении учащегося на дому следующие правила:

–не идите непрошеным, постарайтесь любыми путями получить приглашения от родителей;

–проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы и комплиментов;

–исключите жалобы на ученика, говорите о проблемах, подсказывайте пути их решения;

–не беседуйте в присутствии учащихся, требуйте конфиденциальной встречи;

–не предъявляйте претензии к родителям;

–всячески подчёркивайте свою заинтересованность судьбой воспитанника;

–советы и рекомендации давайте не навязчиво, взвешивайте уровень своих требований и возможности семьи;

Посещая регулярно семьи учащегося, педагог накапливает ценный материал, изучает взаимоотношения между детьми и родителями. Вместе с тем он добивается, чтобы родители стали ближайшими помощниками школы в формировании у учащихся моральных качеств. К сожалению, родители не всегда поддерживают требования школы, педагога. Приглашать родителей следует не только после того, как ученик нарушил дисциплину или стал плохо учиться. Иногда он ведет себя неплохо, хорошо учится, но не участвует в общественно полезной работе. Не занятое свободное время порождает лень, замкнутость, нарушение поведенческих качеств.

Педагогам необходимо информировать родителей не только об учебных делах детей, но и о взаимоотношениях в классном коллективе. Важно вместе с родителями искать пути закрепления у школьников положительных качеств и преодоления недостатков в их поведении.

В процессе сбора первичной информации мы получаем возможность выявить наиболее нуждающиеся в социальной и психолого-педагогической поддержке категории семей (инвалиды, многодетные, опекаемые, дети группы «риска», подростки, стоящие на учёте в ПДН, семьи, находящиеся в социально опасном положении и т.п.).

7. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы. Индивидуальные формы пронизывают всю внеурочную деятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и, в конечном счёте, определяют успешность всех других форм, особенно с трудными детьми. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга. Перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна из важнейших задач: разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребёнка полезнее нескольких коллективных дел.

Работу по профилактике асоциального поведения необходимо продолжать постоянно. Тезисы:

1) Одной из ведущих форм воспитательно-профилактической работы является работа с семьей и организация совместной деятельности учащихся, учителей и родителей.

2) Школа, как мощный институт социализации, должна стать центром и правовой культуры, и социализации обучающихся. Для повышения результативности профилактической и просветительской деятельности по предотвращению асоциальноrо поведения необходима планомерная работа по программам, в которых заложена информация по вопросам права, доступная для восприятия и понимания учащихся.

3) Достижение успеха в профилактике и преодолении раннего формирования зависимостей возможно только при координации работы всех структур, работающих с обучающимися: правоохранительных, психолого-педагогических, социологических, медицинских.

4) Занятие физической культурой и спортом является одним из направлений профилактики негативных явлений среди молодежи. Физическая культура и спорт является эффективным средством сохранения и укрепления здоровья, физического развития, улучшения физической подготовленности и повышения работоспособности; достижения физического совершенства; формирования потребности в здоровом стиле жизни; поддержания жизненных и творческих сил людей.

5) Одним из важных направлений работы по профилактике асоциального поведения является организация здорового досуга учащихся.

6) Необходимо усилить, а главное систематизировать просветительную и профилактическую работу в учреждениях образования и начинать ее на более ранних возрастных этапах.

7) Для повышения результативности профилактической деятельности по предотвращению асоциального поведения учащихся необходима планомерная работа по специальным программам, цель которых - создание условий для снижения уровня асоциальных проявлений в молодежной среде и формирования у молодежи норм активного и здорового образа жизни.

8) Основной упор в профилактической работе следует делать на патриотическое и нравственное воспитание,. Окруженные инновациями и компьютерными технологиями, мы незаметно упускаем одну важную составляющую нашей жизни — нравственное воспитание.

Школа всегда должна оставаться источником духовности и творчества, а не просто обучения. Только в этом случае она послужит основой для личного успеха и счастья каждого человека, благополучия и процветания всей страны. Школа должна быть базой для духовного просвещения и совершенствования личности.

12.12.2018 10:42


Рекомендуем курсы ПК и ПП