СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Мир – это море. Плыть желаешь ?
Построй корабль из добрых дел.
Рудаки
Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе несравнимо ни с каким другим.
Демокрит
Одно из самых прекрасных чудес на свете – это рождение маленького человечка !Мы рождены природой и никогда человек не потеряет связи с ней.
Великий Леонардо да Винчи писал, что «гений человека способен сотворять различные изобретения,
С помощью тех или иных инструментов добиваясь одной и той же цели ; но никогда не найти ему более прекрасного, более экономного или более прямого пути, нежели тот, которым пошла сама природа, ибо в её изобретениях нет ничего недостающего и ничего чрезмерного»
Недавно японским физикам удалось сфотографировать метафизическую волновую структуру воды и
установить её реакцию на тот или иной тип воздействия.(см. приложенные фотографии) Известно, что тело человека преимущественно ( боле чем 80 %) состоит из воды. Представим теперь , что же происходит с маленьким незащищенным человечком, когда на него обрушивается поток лжи, зла, агрессии, пустой информации окружающей его в быту, исходящий из средств массовой информации.
Как же защитить его ?
- Каким мы хотим видеть нашего воспитанника, дорогие коллеги ? Умным? Интеллигентным ?
Добродетельным ? Вежливым ?
- Конечно, - ответим мы.
- Но как достичь этого ? Как помочь маленькому человечку осознать значимость самого себя как личность ?
В основу идеологии современной российской школы положены идеи выдающегося педагога
К. Д. Ушинского , который считал, что основой умственного и нравственного развития детей является самодеятельность ребёнка, его собственная деятельность. При этом важны не столько количество знаний и степень развития ума (мы бы сейчас сказали – интеллектуальное развитие), сколько то, в какие взгляды и убеждения они сложатся и какое окажут влияние на образ мыслей, чувств и поведение учащихся – на развитие личности ребёнка. Распределение предметов в школе должно иметь в виду не науки в их отдельности, а душу учащегося в её целостности и её органическое, постепенное и всестороннее развитие. «…Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью», - писал Ушинский. Значит надо не столько учить ( научить), сколько учить учиться.
Но неверно было бы думать, что если не вмешиваться в естественные процессы развития ребёнка, то таким образом будут обеспечены условия для спонтанного вызревания достойных качеств личности.
Личностные качества, так же как и другие высшие психические функции человека, первоначально находятся во внешних формах и способах взаимодействия между людьми, а они могут быть как достойными, так и недостойными с точки зрения общечеловеческих ценностей , определённой культуры и т. д. Поэтому процесс воспитания заключается в организации таких условий для личностного развития ребёнка , где будут преобладать образцы достойного поведения , общения , эмоционально – ценностных и нравственных отношений.
Учитель, по чеканной формулировке Ушинского, является «живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра…»
Давайте посмотрим на мир глазами ребёнка. Что для него важно ? Что он чувствует ?
ИГРА, ИСКУССТВО, ДЕТИ – родные стихии…
Художник в творческом процессе играет формами, образами, словами, ритмами, звуками. Ребёнок «сочиняет» в игре себя, свои отношения с людьми, открывает и познаёт мир. Способность включаться в игру характеризуется особым видением мира . Как педагогический феномен игра – полифункциональна. В процессе игры реализуется её познавательная, коммуникативная, эвристическая, социокультурная, психодиагностическая, терапевтическая, развлекательная и другие функции.
Прежде всего я всегда помню, что любое занятие должно радовать, а не вызывать чувства глубокой тоски при одном упоминании о нем. В каком случае человек ждет чего – то с нетерпением ? Когда это что – то доставляет ему удовольствие. Удовольствие малышу всегда доставляет игра. Значит надо играть!
Мы с ребятами очень любим играть! Играем на любом уроке : МАТЕМАТИКА – дидактическая игра( «Лесенка», «Найди пару» и многие другие), , ИЗО – игры – импровизации ( «Сочиняем цвет, чувство, настроение», «Цветные звуки», «Где живут краски» и др.), МУЗЫКА – имитационные игры («Ритмическое эхо», «Тихо – громко», и др.) . Да все и не перечислишь! А как меняются во время игры дети! Вот тихоня Даша , и немногословный Никита, и даже Рафаел тянет руку. Как хочется высказаться! Ведь играть так интересно! Вот например ЧТЕНИЕ – игра – тренинг «Учимся красиво говорить». В жизни, когда мы общаемся, никогда не задумываемся над своей интонацией.
Чтобы развить способность своего голоса и речи, мы будем учиться на литературном произведении, в котором заложена выразительность и музыкальность русской речи. Чтобы читать вслух произведение, сперва нужно разобраться и понять поступки героев. Ответить на вопрос : «Что хочет тот или иной герой, персонаж ? Что ими движет? Какие цели хотят достигнуть?»
Пробуй, фантазируй, придумывай. Я тебе немного помогу, мы будем вслух с тобой размышлять. А потом ты сделаешь всё самостоятельно, у тебя уже есть жизненный опыт : ты знаешь, что такое радость, печаль или грусть, что такое дружба, обида, тоска и , конечно, любовь. Вот мы с тобой попытались понять слова, действие, поступки, характер каждого персонажа. Понаблюдай за собой в жизни : ты не ищешь интонацию, когда действуешь словами.
В природе твоей речи заложены десятки, сотни интонаций, и это твоя голосовая палитра.
Но вернёмся к нашим героям. Что значит прочитать вслух произведение выразительно ? Мы же с тобой знаем, что никто никогда не слышал, как говорят человеческим голосом между собой животные или предметы. Исходя из характеристик и действий персонажей, сам сочиняй тембры «голосов» и темп речи. Тренируй свой слух – слушай окружающий тебя мир людей, природы и предметов.
Театр – один из самых эмоциональных видов искусства, а особенно детский театр. Кроме того, это синтетический вид искусства, где переплетаются живопись и музыка, драма и поэзия, пластика и вокал. Кроме того, при работе над спектаклями дети учатся анализировать действия персонажей , что развивает логику, красноречие, умение высказывать свои мысли. Здесь проявляются и межпредметные связи. Формирование речевых навыков в ходе работы ребёнка над ролью трудно переоценить. В моей практике был случай, когда ученик, страдающий заиканием на уроках и в общении с товарищами, блестяще играл роли в постановках. При самостоятельном изготовлении декораций у детей формируются терпение, аккуратность, бережливость.
Мы играем в театр ! Мы легко превращаемся в шустрых лягушат, потом – в неподвижные мудрые Деревья, потом опять в детей. Но время от времени в круговерти движения наступает та Тишина, в которой подрастают души маленьких актеров, - не так – то легко человеку восьми лет сосредоточиться на чувствах – переживаниях другого, осмыслить – оправдать его поступки. Ребёнок, развивающийся гармонично, не может стать эгоистом, поглощенным собой. Мировосприятие открытое, творческое М. М. Пришвин назвал «родственным вниманием» : «…только потому, что мы в родстве со всем миром, восстанавливаем силой родственного внимания общую связь и открываем своё личное в людях другого образа жизни, даже в животных, даже в растениях, даже в вещах».
«Никто не заставит до срока не расцветший цветок раскрыться», - писал Рабиндранат Тагор. Пожалуй, именно в этом заключается вся сложность воспитательной деятельности. Я не должна, не имею права подменять собою, своими наставлениями, «формирующими воздействиями» самостоятельную активность самих детей, их внутреннее саморазвитие.
Сделать центром тяготения другого, разбудить – растормошить «внутреннего человека», открыть «глаза души» - ничего себе задача ! Однако она вполне по силам любви и творчеству.
В. А. Сухомлинский писал, обращаясь к учителям : «Пусть одной из важнейших наших педагогических заповедей будет : первые прикосновения ума и чувств ребёнка к окружающему миру должны быть нежными и ласковыми. Доброта и ещё раз доброта – это тончайшие и могучие корешки, которые питают дерево детской радости, радости нежного прикосновения к живому и красивому».
Мир красоты, игры, сказки, фантазии должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать.
Вот так, фантазируя, играя, воображая себе этот удивительный Мир, мы постигаем уроки Доброты, Радости и Волшебства. Уроки, на которых правит его величество Творчество, а дети чувствуют себя свободно, раскованно и не боятся быть непонятыми ; уроки, на которых каждый ребёнок становится писателем, художником, поэтом, артистом да и просто хорошим человеком.
© 2014, Майорова Татьяна Владимировна 1611