СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рассуждение о воспитании

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Мир – это  море. Плыть  желаешь ?

Построй  корабль  из  добрых  дел.

                                             Рудаки

 

                                                                                                      Воспитание  детей – рискованное  дело, ибо   в  случае  удачи                                                                                                                        последняя  приобретена ценою  большого  труда  и  заботы, в случае                                                                                                            же  неудачи – горе несравнимо  ни  с  каким  другим.

                                                                                                                                                                                           Демокрит

 

 Одно из  самых  прекрасных  чудес  на  свете – это  рождение  маленького  человечка  !Мы  рождены  природой  и  никогда  человек  не  потеряет  связи  с  ней.

Великий  Леонардо  да  Винчи  писал,  что  «гений  человека  способен  сотворять  различные  изобретения,

С  помощью  тех  или  иных  инструментов  добиваясь  одной  и  той  же  цели ; но  никогда  не  найти  ему  более  прекрасного, более  экономного  или  более  прямого  пути,  нежели  тот,  которым  пошла  сама  природа, ибо  в  её  изобретениях  нет  ничего  недостающего  и  ничего  чрезмерного»

Недавно  японским  физикам  удалось  сфотографировать  метафизическую  волновую  структуру  воды  и 

установить  её  реакцию  на  тот  или  иной  тип  воздействия.(см. приложенные  фотографии)  Известно,  что  тело  человека  преимущественно  ( боле  чем  80 %)  состоит  из  воды. Представим  теперь , что  же  происходит  с  маленьким  незащищенным  человечком, когда  на  него  обрушивается  поток  лжи, зла, агрессии,  пустой  информации окружающей  его  в  быту, исходящий  из  средств  массовой  информации.

Как  же  защитить  его ? 

- Каким  мы  хотим  видеть  нашего  воспитанника, дорогие  коллеги ?  Умным? Интеллигентным ?

Добродетельным ?  Вежливым ?

 - Конечно, - ответим  мы.

 - Но  как  достичь  этого ? Как  помочь  маленькому  человечку  осознать  значимость  самого  себя  как  личность ?

В  основу  идеологии  современной  российской  школы  положены  идеи  выдающегося  педагога

К. Д.  Ушинского , который  считал, что   основой  умственного  и  нравственного  развития  детей  является  самодеятельность  ребёнка,  его  собственная  деятельность. При  этом  важны  не  столько количество  знаний  и  степень развития  ума (мы  бы  сейчас  сказали – интеллектуальное  развитие), сколько  то,  в  какие  взгляды  и  убеждения  они  сложатся  и  какое  окажут  влияние  на  образ  мыслей,  чувств  и  поведение  учащихся –   на  развитие  личности  ребёнка. Распределение  предметов  в  школе  должно  иметь  в  виду  не  науки  в  их  отдельности,  а  душу  учащегося  в  её  целостности  и  её  органическое,  постепенное  и  всестороннее  развитие. «…Дитя  требует  деятельности  беспрестанно  и  утомляется  не  деятельностью,  а  её  однообразием  и  односторонностью», - писал  Ушинский. Значит  надо не  столько  учить ( научить), сколько  учить  учиться.

Но  неверно  было  бы  думать, что  если  не  вмешиваться  в  естественные  процессы  развития  ребёнка, то  таким  образом  будут  обеспечены  условия  для  спонтанного  вызревания  достойных  качеств  личности.

Личностные  качества,  так  же  как  и  другие  высшие  психические  функции  человека,  первоначально   находятся  во  внешних  формах и способах  взаимодействия  между  людьми, а  они  могут  быть  как  достойными,  так  и  недостойными  с  точки  зрения  общечеловеческих  ценностей , определённой  культуры и т. д.  Поэтому  процесс  воспитания  заключается  в  организации  таких  условий  для  личностного  развития  ребёнка ,  где  будут  преобладать  образцы  достойного  поведения , общения , эмоционально – ценностных  и  нравственных  отношений.

   Учитель,  по  чеканной  формулировке  Ушинского,  является  «живым  звеном  между  прошедшим  и  будущим, могучим  ратоборцем  истины  и  добра…»

Давайте  посмотрим  на  мир  глазами  ребёнка. Что  для  него  важно  ? Что  он  чувствует ?

  ИГРА, ИСКУССТВО, ДЕТИ – родные  стихии…

Художник  в  творческом  процессе  играет  формами,  образами, словами,  ритмами,  звуками. Ребёнок  «сочиняет»  в  игре  себя,  свои  отношения  с  людьми, открывает  и  познаёт  мир. Способность  включаться  в  игру  характеризуется  особым  видением  мира . Как  педагогический  феномен  игра – полифункциональна. В  процессе  игры  реализуется  её  познавательная,  коммуникативная, эвристическая, социокультурная, психодиагностическая, терапевтическая,  развлекательная  и  другие  функции.

Прежде  всего  я  всегда  помню, что  любое  занятие  должно  радовать,  а  не  вызывать  чувства  глубокой  тоски  при  одном  упоминании  о  нем. В  каком  случае  человек  ждет  чего – то  с  нетерпением ? Когда  это  что – то  доставляет  ему  удовольствие. Удовольствие   малышу  всегда  доставляет  игра. Значит  надо  играть!

Мы  с  ребятами  очень  любим  играть! Играем  на  любом  уроке : МАТЕМАТИКА – дидактическая  игра( «Лесенка», «Найди  пару» и  многие  другие),  , ИЗО – игры – импровизации ( «Сочиняем  цвет, чувство, настроение», «Цветные  звуки», «Где  живут  краски» и др.), МУЗЫКА – имитационные  игры («Ритмическое  эхо», «Тихо – громко», и др.) . Да  все  и  не  перечислишь! А  как  меняются  во  время  игры  дети! Вот  тихоня  Даша , и немногословный Никита, и даже  Рафаел  тянет  руку. Как  хочется  высказаться! Ведь  играть  так  интересно!  Вот  например ЧТЕНИЕ –  игра – тренинг «Учимся  красиво  говорить». В  жизни,  когда  мы  общаемся,  никогда  не  задумываемся  над  своей  интонацией.

Чтобы  развить  способность  своего  голоса  и  речи,  мы  будем  учиться  на  литературном  произведении, в  котором  заложена  выразительность  и  музыкальность  русской  речи. Чтобы  читать  вслух  произведение,  сперва  нужно  разобраться  и  понять  поступки  героев. Ответить  на  вопрос : «Что  хочет  тот  или  иной  герой, персонаж ? Что  ими  движет? Какие  цели  хотят  достигнуть?»

 Пробуй, фантазируй, придумывай. Я  тебе  немного  помогу, мы  будем  вслух  с  тобой  размышлять. А  потом  ты  сделаешь  всё  самостоятельно,  у  тебя  уже  есть  жизненный  опыт : ты  знаешь, что  такое  радость, печаль  или грусть,  что  такое  дружба, обида, тоска и , конечно, любовь. Вот  мы  с  тобой  попытались  понять  слова,  действие, поступки,  характер  каждого  персонажа. Понаблюдай  за  собой  в  жизни : ты  не  ищешь  интонацию, когда  действуешь  словами.

В  природе  твоей  речи  заложены  десятки,  сотни  интонаций, и это  твоя  голосовая  палитра.

Но  вернёмся  к  нашим  героям. Что  значит  прочитать  вслух  произведение  выразительно ?  Мы  же  с  тобой  знаем,  что  никто  никогда  не  слышал,  как  говорят  человеческим  голосом  между  собой  животные  или  предметы. Исходя  из  характеристик  и  действий  персонажей, сам  сочиняй  тембры  «голосов»  и темп  речи. Тренируй  свой  слух – слушай  окружающий  тебя  мир  людей,  природы  и  предметов.

Театр – один  из  самых  эмоциональных  видов  искусства, а  особенно  детский  театр.  Кроме  того,  это  синтетический  вид  искусства,  где  переплетаются  живопись  и  музыка, драма  и  поэзия, пластика  и  вокал. Кроме того,  при  работе  над  спектаклями  дети  учатся  анализировать  действия  персонажей ,  что  развивает  логику,  красноречие,  умение  высказывать  свои  мысли. Здесь  проявляются  и   межпредметные  связи.  Формирование  речевых  навыков  в  ходе  работы  ребёнка  над  ролью  трудно  переоценить.  В  моей  практике  был  случай,  когда  ученик,  страдающий  заиканием  на  уроках  и  в  общении  с  товарищами, блестяще  играл  роли  в  постановках. При  самостоятельном  изготовлении  декораций  у  детей  формируются  терпение, аккуратность,  бережливость.           

 Мы  играем  в  театр !  Мы  легко  превращаемся  в  шустрых  лягушат, потом – в  неподвижные  мудрые  Деревья, потом  опять  в  детей. Но  время  от  времени  в  круговерти  движения  наступает  та  Тишина, в  которой  подрастают  души  маленьких  актеров, - не  так – то  легко  человеку  восьми  лет  сосредоточиться  на  чувствах – переживаниях  другого,  осмыслить – оправдать  его  поступки. Ребёнок,  развивающийся  гармонично,  не  может  стать  эгоистом, поглощенным  собой. Мировосприятие  открытое,  творческое  М. М. Пришвин  назвал «родственным  вниманием» : «…только  потому,  что  мы  в  родстве  со  всем  миром,  восстанавливаем   силой  родственного  внимания  общую  связь  и  открываем  своё  личное  в  людях  другого  образа  жизни,  даже  в животных,  даже  в  растениях,  даже  в  вещах». 

«Никто  не  заставит  до  срока  не  расцветший  цветок  раскрыться», - писал  Рабиндранат Тагор. Пожалуй,  именно  в этом  заключается  вся  сложность  воспитательной  деятельности. Я  не  должна,   не  имею  права  подменять  собою, своими  наставлениями, «формирующими  воздействиями»  самостоятельную  активность  самих  детей, их  внутреннее  саморазвитие.

Сделать  центром  тяготения  другого, разбудить – растормошить  «внутреннего  человека»,  открыть  «глаза  души» - ничего  себе  задача !  Однако  она  вполне  по  силам  любви  и  творчеству.

 В. А. Сухомлинский  писал, обращаясь  к  учителям : «Пусть  одной  из важнейших  наших  педагогических  заповедей  будет : первые  прикосновения  ума  и  чувств  ребёнка  к  окружающему  миру  должны  быть  нежными  и  ласковыми. Доброта  и  ещё  раз  доброта – это  тончайшие  и  могучие  корешки, которые  питают  дерево  детской  радости,  радости  нежного  прикосновения  к  живому  и  красивому».

 

Мир  красоты, игры, сказки,  фантазии  должен  окружать  ребёнка  и  тогда,  когда  мы  хотим  научить  его  читать  и  писать. 

Вот  так,  фантазируя, играя, воображая  себе  этот  удивительный  Мир,  мы  постигаем  уроки  Доброты, Радости  и  Волшебства. Уроки,  на  которых  правит  его  величество  Творчество,  а  дети  чувствуют  себя  свободно,  раскованно  и  не  боятся  быть  непонятыми ; уроки,  на  которых  каждый  ребёнок  становится  писателем,  художником,  поэтом,  артистом  да  и  просто  хорошим  человеком.   

29.12.2014 12:06


Рекомендуем курсы ПК и ПП