СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздаточный материал к уроку русского языка "Определение типа речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

4. Практикум. - Давайте попробуем применить на практике наши знания. Алгоритм выполнения задания на слайде 5.Приложение 4.Тексты с заданиями – Приложение 5.

1. Широкая долина Рыбной синела и чуть туманилась под солнцем, перевальный ветерок налетал резвыми, не сильными порывами. Кедровки орали недалеко внизу. Погода стояла самая охотничья. (В. Ремизов «Воля вольная»)

2. Маша жила в своём доме. Типовом для посёлка, длинном одноэтажном доме, разделённом пополам на двух хозяев. Внутри тоже у всех было одинаково, безыскусная простенькая планировка: двери по центру, окна посередке. У Маши всё было продумано, просто и удобно. Вещей в квартире было немного, и она казалась просторной. (В. Ремизов, «Воля вольная»)

3. Трое суток добирался Илья Жебровский до участка. Последние сорок километров до зимовья несколько лет уже никто не чистил, и местами дорога была сильно завалена упавшими деревьями. Пилили в две пилы, растаскивали, раскладывали брёвна. Какие-то очень уж здоровые «Уралом» дёргали, проезжали недолго и снова пилили. (В. Ремизов «Воля вольная»)

4. Он вышел почти на самый верх, снял рюкзак, отвязал и надел суконку. Карам отстал. Степан обернулся, посмотрел вниз, прислушался сквозь шум ветра, не орёт ли где, но услышал гул вертолёта. Он взвалил на себя незавязанный рюкзак и заторопился обратно, вниз к ближайшим скалам. Вертушка шла со стороны его участка, её не было видно, только гул нарастал, сбиваемый порывами ветра. Степан торопился, камни ползли под ногами, он бился коленками, резал руки. Он был уже в нескольких метрах от скальника, когда над белоснежным прогибом перевала вырвалась оранжевая машина. Степан сел и замер. Вертушка прошла так близко, что ему показалось, что он слышит запах выхлопа. (В. Ремизов «Воля вольная»)

5. Дядь Саша выругался и полез из кабины.Дядь Саша ждал этой беды, в кузове у него был запасной мост. Он стал набирать на телефоне Мишку Милютина. Потом вызвал Поварёнка. К обеду ясно стало, что сегодня не выехать, конца не видать было. Вместе с мостом надо было менять ещё что-то. Поварёнок обзванивал корешей в поисках нужных сальников и рычагов. Жебровский сначала пытался вникать, потом просто сидел рядом на ящике, скучая и покуривая. Дядь Саша тоже особо не лез, работой молча управлял высокий и худощавый Мишка. (В. Ремизов «Воля вольная»)

6. По своему характеру он плюнул бы на это дело, замял и уехал бы, но в области уже знали, и человека надо было представить. Живым, а лучше мёртвым — за оказание сопротивления. «Это надо сделать кровь из носу, ты что, не врубаешься!.» — орал из области зам по оперативной, которому, видно, самому здорово досталось. Александру Михайловичу и так всё ясно было: его место из-за беглого Кобяка падало в цене и могло быть отдано только кому-то местному. Интересно, Семихватскому с Гнидюком предлагали? А может, и обоим для конкуренции, размышлял Александр Михалыч. (В. Ремизов «Воля вольная»)

- Могут встретиться и комбинированные тексты. (Задание повышенного уровня сложности)

7. Слышал, что три года назад, весной, убили младшего дядь Саши — Сашку. В тот день Сашка вернулся из армии. В кафе дело было, куда он никогда не ходил. Один прыщавый, на голову ниже Сашки, курнув дряни, пырнул ножом. Весь посёлок хоронил. Сашка был красивый, трезвый и в жизни никого не обидел. Его ударили ножом, а он только морщился, улыбался растерянно и виновато, зажимая рукой пульсирующую рану. (В. Ремизов «Воля вольная»)

8. Илья поставил вариться макароны, открыл тушёнку от нечего делать, а скорее, от охотничьего зуда в руках, принёс чехол с новым штуцером. Вспомнил, как ездил за ним в Австрию, как пробовал там на стрельбище, — пуля в пулю ложилась. Работа была штучная, ему надо было к сентябрю, и австрияки всё сделали в срок и нигде не отступили от своего качества. (В. Ремизов «Воля вольная»).

9. Генка встал, отряхиваясь, взял карабин на плечо и пошёл прочь. Странное было дело. Эту вот жизнь в тайге он с годами любил всё больше и больше, а азарт терял. Не то чтобы азарт, но то, что раньше было. Он это точно знал за собой. Жадным никогда не слыл, но когда удавалось добыть больше других, а такое случалось часто, ходил довольный. Бывало, и хвастался по пьяни. (В. Ремизов «Воля вольная»)

10. Использование различных типов речи в художественных текстах. - Последовательность расположения различных типов текста помогают автору донести главную идею своего произведения до читателя. Выбор типа текста определяет и выбор языковых средств. Рассмотрим на примере стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Последняя встреча» (Приложение 7). - Чтение текста учеником вслух.

И.С. Тургенев. "Последнее свидание"

Повествование Мы были когда-то короткими, близкими друзьями. Но настал недобрый миг — и мы расстались, как враги. Прошло много лет. И вот, заехав в город, где он жил, я узнал, что он безнадежно болен — и желает видеться со мною. Я отправился к нему, вошел в его комнату. Взоры наши встретились.

Описание Я едва узнал его. Боже! что с ним сделал недуг! Желтый, высохший, с лысиной во всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе. Он не мог сносить давление самого легкого платья. Порывисто протянул он мне страшно худую, словно обглоданную руку, усиленно прошептал несколько невнятных слов — привет ли то был, упрек ли, кто знает? Изможденная грудь заколыхалась — и на съёженные зрачки загоревшихся глаз скатились две скупые, страдальческие слезинки.

Рассуждение Сердце во мне упало. Я сел на стул возле него — и, опустив невольно взоры перед тем ужасом и безобразием, также протянул руку. Но мне почудилось, что не его рука взялась за мою. Мне почудилось, что между нами сидит высокая, тихая, белая женщина. Длинный покров облекает ее с ног до головы. Никуда не смотрят ее глубокие бледные глаза; ничего не говорят ее бледные строгие губы. Эта женщина соединила наши руки. Она навсегда примирила нас. Да. Смерть нас примирила.

Апрель 1878

- Анализ текста. Учащимся предлагаются вопросы: Какими вы представляете участников последнего свидания? Есть ли в тексте необходимые слова, чтобы изобразить встретившихся друзей? Зачем же автор поведал читателю о встрече когда-то поссорившихся людей? Определите идею стихотворения и запишите в тетрадь, чтобы в конце урока сверить первоначальное понимание смысла произведения с итоговым. - Как автор доносит идею произведения до читателя? - Какие он использует функционально-смысловые типы речи и языковые средства?Каково типологическое строение данного текста? (Определите, где здесь описание, рассуждение, повествование). Разбейте текст по типам речи. Почему в такой последовательности располагает И.С.Тургенев типы речи? Изменяются ли синтаксические конструкции и интонация в результате перехода от одного типа речи к другому?

Анализ текста

Автор рассказал о чувствах и переживаниях лирического героя, вызванных встречей со старым другом, находившимся при смерти. Стихотворение проникнуто мыслью о сочувствии, терпимости. Звучит идея примирения, единения на пороге смерти, упрек самому себе за прежнюю отчуждённость, разделённость, звучит мысль о нелепости, иногда трагичности разделения. Начинается стихотворение в прозе с повествования, которое ведётся сухо и лаконично (из шести предложений четыре простых), тем самым автор подчёркивает отстранённость от бывшего друга и его проблем. Ряд предложений в первой части текста имеют прямой порядок слов, с помощью которого сосредотачивается внимание читателей на словах друзья – враги. Слово друзья сопровождается двойным эпитетом “короткими, близкими”, который придаёт гармоничность повествованию, усиливает предыдущий эпитет, уточняет его смысл: “кроткие” - близкие, дружественные; “близкие” - связанные тесным личным общением, дружбой, любовью. В описании воссоздаётся образ больного друга (портрет). Речь повествователя меняется. Сначала о болезни только констатировалось (давно болен), причём качество болезни как бы было скрыто. Осложнённые определениями предложения помогают понять читателю, что отвлечённое знание о болезни бывшего друга уступает место личному впечатлению. Фраза “Боже! Что с ним сделал недуг!” вводит в иное эмоциональное поле. Градация только усиливает впечатление от увиденного: (“высохший – худая, словно обглоданная рука – измождённая грудь – съеженные зрачки”) бывший друг и враг почти покойник. Градация становится и композиционным приёмом: “боленбезнадёжно – недуг – ужаси безобразие – (женщина) смерть”. Используется принцип постепенного сближения: внешний вид – глаза (“взоры встретились” - общение глазами). Важную функцию выполняет видовременная форма глаголов. Повествование наполнено глаголами совершенного вида: прошло, расстались, узнал, отправился,вошёл. Герой живёт, не задумываясь, не воспринимая всерьёз весть о болезни бывшего друга. Глаголы несовершенного вида (сидел, не мог сносить) свидетельствуют об ожидании больного, а сменяющие их глаголы совершенного вида (усиленно прошептал, порывисто протянул, заколыхалась, скатились) - о радости встречи, о желании попрощаться перед смертью. Изменилось состояние героя и его отношение к больному: шёл на свидание просто и легко, увидел и испугался, поборол отвращение к болезни и протянул руку к примирению. Третья часть произведения представляет рассуждение, в ней содержится ответ на вопрос: “Почему сердце упало в рассказчике?”. Да потому что понял, что перед ним нежилец и что это последнее свидание – между ними сама смерть. О надвигающейся смерти повествуется глаголами настоящего времени, о свидании – глаголами прошедшего времени, ведь свидание в прошлом, это лишь воспоминание. Смерть же реальна и неотвратима. Двойные эпитеты подчеркивают качества смерти (высокая,тихая, белая - глубокие, бледные глаза – бледные, строгие губы). Образ смерти окрашен в светлые тона. Белый цвет – символ покоя для больного, это понял рассказчик. О смерти повествование ведется в высоком стиле (покров, облекает), о себе – в разговорном (почудилось). Синтаксический параллелизм усиливает чувство горечи, сожаления о безвозвратно потерянном времени. Завершается текст философским обобщением: “Смерть примирила нас”. Так определённая последовательность функционально-смысловых типов речи помогает донести до читателя идею текста, диктует использование определённых языковых средств.)

Категория: Русский язык
31.03.2023 22:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!