СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цели:
- формирование:
а) понятия о сложноподчиненном предложении с придаточным места;
б) знаний о структуре СПП с придаточным места;
в) умения составлять предложения по заданной схеме.
- развитие:
а)орфографической и пунктуационной грамотности;
б) мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• способность извлекать информацию из различных источников;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор (нахождение СПП с придаточным места среди других видов СПП.)
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, листы самооценивания.
Необходимое оборудование: учебник, проектор, доска.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности. Мобилизация.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада вновь видеть вас! Перед тем, как начать, я хотела бы всем пожелать, чтобы наш сегодняшний урок запомнился вам надолго и стал полезным в жизни. Мне бы хотелось, чтобы вы унесли с собой лишь положительные эмоции и много интересной информации. Итак, начнем…
28 ноября 1906 года в Петербурге родился Дмитрий Сергеевич Лихачев, человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, академик, автор книги «Письма о добром и прекрасном», которую можно назвать сборником мудрости. Эти «письма» адресованы прежде всего молодым читателям. А советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни. В книге есть слова: «Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить».
-Как вы понимаете это выражение? Что, по-вашему, позволяет человеку прожить жизнь с достоинством? Дмитрий Сергеевич Лихачев дает так отвечает на этот вопрос:
«Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель». Это высказывание предлагаю взять в качестве эпиграфа урока. Запишите число, эпиграф в тетрадях.
Учитель: Дома вы должны были выучить слова и найти их значение. Для чего вы это делали?
У: Чтобы правильно писать слова и использовать их в своей речи, не нарушая орфографических и речевых норм русского языка.
Учитель: Сейчас мы напишем небольшой словарный диктант.
Силуэт, искусственный, наотмашь, территория, аттестат, компромисс, стационар, инициатива, сувенир.
А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Взаимопроверка.
Оцените друг друга.
0 ошибок- отметка 5
1 ошибка-4
2 ошибки-3.
Молодцы! А сейчас я попрошу вас прочитать только начальные буквы слов, которые мы записали. Что у вас получилось?
У: Синтаксис.
Учитель: А что изучает синтаксис?
У: Словосочетания, предложения и текст.
Учитель: Какие виды предложений вам известны?
У: Простые и сложные.
Учитель: А какими бывают сложные предложения?
У: Союзными, бессоюзными. Союзные делятся на ССП и СПП.
Учитель: С какими видами СПП мы уже познакомились?
У: СПП с придаточными определительными, СПП с придаточными изъяснительными, СПП с придаточными времени.
II Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
(Работа на карточках под номером 1)
Определите вид придаточных предложений, найдите новый для вас тип придаточного, попытайтесь сформулировать его название.
1. Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать.(СПП с придаточным определ.)
2. Я знаю, что будущее России прекрасно. (СПП с придаточ. изъяснительным)
3. Где твой отчий дом, там ты всегда желанный гость. (СПП с придаточным места)
4. Когда в твоей стране мир, ты счастлив. (СПП с придаточным времени)
5. Я родом оттуда, где никогда не знали бедности. (СПП с придаточным места).
Слайд: «Сложноподчиненные предложения с придаточными места»- записать в тетрадь
III. Выявление места и причины затруднения. Целеполагание.
Учитель: Давайте попытаемся определить тип СПП, которые вы видите на карточке под номером 2?
A) Мы не знали, где остановимся на ночлег. ( изъяснительное) Б) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок, (определителительное) B) Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно отдохнуть.
( обстоятельственное места)
Что вызывает у вас затруднение? Вывод: одно и то же союзное слово может присоединять разные типы придаточных предложений. Поэтому для точного определения типа СПП необходимо задать вопрос, именно он позволит точно определить тип СПП.
Какие цели мы поставим перед собой?
-дать понятие СПП с придаточным места.
- научиться находить и отличать от других СПП.
- конструировать СПП, расставлять знаки препинания.
Учитель: Хорошо. Запомните цели, которые вы поставили перед собой.
Откройте учебники на с. и попробуйте заполнить таблицу на карточке под номером 3.
Вид придаточного |
На какой вопрос отвечает |
К чему относится |
Место придаточного |
При помощи чего присоединяется |
Места |
Где? Куда? Откуда? |
Ко всему главному предложению или поясняют обстоятельство места в главной части |
Свободное (до, после, внутри главного) |
Союзных слов Где? Куда? Откуда? |
IV. Первичное закрепление нового знания.
Учитель: Итак, какой цели из поставленных нами мы достигли на данном этапе?
У: Мы узнали особенности СПП с придаточным места.
Учитель: Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности?
У: Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике.
Учитель: Полностью с вами согласна.
Вместо точек вставьте нужные союзные слова.
Образец: Там, … прибыли молодые юристы, нужно было решить много проблем. - Там, куда прибыли молодые юристы, нужно было решить много проблем.
1. Гости Москвы спешат на Красную площадь, туда, … возле стен Кремля стоит Покровский собор. 2. Он приехал оттуда, … никогда не бывает зимы. 3. Туристы встретились там, …начинался их маршрут. 4. Оттуда, … уехал мой друг, мне пришло письмо. 5. Он получил письмо оттуда, … меньше всего ожидал. 6. Там, … приехали участники фестиваля, начинается интересная жизнь. 7. Пассажирам посоветовали остаться в зале, там, … были свободные места и … можно было услышать объявления дежурного.
V. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Моделирование: составьте СППс придаточным места по следующей схеме
указ слово…, (где…, куда…,откуда…)
1.Мы разбили лагерь. Река делает крутой поворот.
(Мы разбили лагерь там, где река делает крутой поворот)
2.Я стал всматриваться. Над водой, чуть подёрнутой рябью, кружила стая чаек.
(Я стал всматриваться туда, где над водой, чуть подернутой рябью, кружила стая чаек.)
3. Эти двое вернулись. Редко кому удавалось прийти живым.
(Эти двое вернулись оттуда, откуда редко кому удавалось прийти живым.)
4. Мы отправимся. Нас зовет заветная мечта.
(Мы отправимся туда, куда нас зовет заветная мечта).
5. Река меньше шумит. Она становится глубже.
(Река меньше шумит там, где она становится глубже.)
VI. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель: Итак, вы многое уже узнали о СПП, многому научились. Вы уверены в своих умениях?
У: Да.
Учитель: Давайте проверим. Как вы думаете, где еще вам могут пригодиться знания о СПП?
У: На экзамене.
Учитель: Совершенно верно. В ОГЭ по русскому языку есть ряд заданий как раз на знание СПП.
Задание В7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Я посмотрел на его веснушчатый нос и подумал, (1) что ему, (2) конечно же, (3) нечего бояться. Мальчик, (4) у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, (5) не испугается темноты,(6) не испугается и более страшных вещей там, (7) куда бы не забросила его судьба.
Обведите номер СПП с придаточным места.
(7)
VII. Рефлексия учебной деятельности.
Лист самооценивания
Имя ученика:_________________________________________
Класс:_____
Понимание темы: |
|
|
Применение на практике: |
|
Над чем мне необходимо поработать:
_______________________________________________________________
VIII. Подведение итогов и домашнее задание.
Учитель выставляет отметки за словарный диктант.
Параграф , упражнение с .
*Написать сочинение-рассуждение на тему «Роль сложноподчиненных предложений с придаточными места в русском языке.»
Я надеюсь, что сегодняшний урок помог вам понять новую тему и вы готовы на следующих уроках продолжить изучение сложноподчинённого предложения! Спасибо за урок!
© 2025, Виноградова Галина Николаевна 162