СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Для чего необходимо все глубже проникать в структуру того языка, на котором мы осмысливаем мир? Мне очень близка мысль: границы нашего мышления (и отчасти восприятия) определяются границами нашего языка. Дословно у Л. Витгенштейна это звучит так: «Границы моего языка означают границы моего мира».В. Гумбольдт же сказал: «Человек окружает себя миром звуков, чтобы воспринять в себя и переработать мир вещей… человек преимущественно – да даже и исключительно, поскольку ощущение и действие у него зависят от его представлений, - живет с предметами так, как их преподносит ему язык». В этом смысле мне показался интересным эксперимент В.Ф. Петренко, описанный в книге «Основы психосемантики»: испытуемым под гипнозом внушалось, что по выходе из гипнотического состояния они не будут видеть некоторые предметы; затем просили перечислить предметы, лежащие перед ними на столе, среди которых находились и «запрещенные». Испытуемые не указывали на запрещенные предметы, но (вот что интересно!) не видели также и другие предметы, семантически с ними связанные. Например, если им внушалось, что они не будут видеть сигареты, то они не замечали и пепельницу с окурками. Если же видели предмет, то забывали его функцию. Например, не могли определить функцию зажигалки (хотя внушение было только на сигареты).
© 2017, Корнеев Павел Геннадьевич 269