СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разноуровневое обучение на уроках биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель современной школы – создание условий для самоорганизации личности и удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. Еще Ян Амос Каменский в своей книге «Великая дидактика» писал: «Все дети разные и надо дать возможностями каждому развиваться с собственной скоростью». Процентное соотношение учащихся класса, отличающихся друг от друга по уровню обученности в среднем, таково:

- 65% - дети со средней обучаемостью;

- 15% - дети с высокой обучаемостью;

- 20% - дети с низким уровнем обучаемости.

Этот факт является одним из важнейших психолого-педагогических предпосылок для использования разноуровневого обучения.

Под разноуровневым обучением понимается такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом на разном уровне не ниже базового в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.

Применение разноуровневого обучения требует от учителя решения ряда задач:

1. Определение индивидуально-личностных особенностей учащихся конкретного класса, выделение типологических групп.

2. Подбор и разработка разноуровневого учебного материала, обеспечивающего развитие учебно-познавательных возможностей каждого обучающегося.

3. Определение требований и системы оценивания к разноуровневым заданиям.

Отбор учащихся в группы осуществляется с определения уровня обученности школьников, уровня владения предметными умениями и навыками. Это можно сделать с помощью письменных проверочных работ, охватывающих все элементы биологических знаний и требующих применения знаний на разных уровнях самостоятельности.

В первую группу (репродуктивный или базовый уровень обученности) входят учащиеся, которые могут дать определения простым терминам, перечислить или назвать процессы и явления, но не способны провести анализ и дать объяснения.

Во вторую группу (продуктивный уровень обученности или уровень причинно-следственных связей) объединяются учащиеся способные анализировать и обобщать знания, уметь давать характеристику процессам и показывать взаимосвязи, причем объяснять цепь причинно-следственных связей.

В третью группу (творческий уровень обученности или уровень логического мышления) входят учащиеся способные не только назвать, проанализировать процессы и явления, но дать логическое объяснение, почему происходит данное явление, с какими иными процессами или явлениями это связано.

Обеспечение разноуровневого обучения предусматривает решение предметно-дидактических задач, то есть разработку учебного материала, его гибкое структурирование, обеспечивающее учебно-познавательные возможности обучающихся. Разноуровневые задания можно использовать на различных этапах урока, иногда целесообразно включать лишь отдельные его элементы. В качестве примера использования разноуровневых заданий на различных этапах урока предлагаю разработку урока в 6 классе по теме «Лишайники», где ⃰⃰ - задания первого уровня, ⃰⃰ ⃰⃰ - второго уровня, ⃰⃰ ⃰⃰ ⃰⃰ - третьего уровня.

1-ый этап – проверка домашнего задания (10 мин.)

*Каково строение грибов?

*Как размножаются грибы?

*На какие классы подразделяют царство «Грибы»?

*Что такое симбиоз?

*Почему грибы нельзя отнести к растениям?

*Что общего у грибов и животных?

*Заслушивание сообщения (презентации) на тему «Симбиоз как форма сосуществования живых организмов».

2-ой этап – изучение нового материала (15 мин.)

Учитель: Примером симбиоза могут служить живые организмы, которые мы будем изучать с вами сегодня – лишайники. Вам предстоит найти ответы на следующие вопросы (для отдельных групп раздаются задания на карточках или пишутся на доске):

*Зарисовать схему внутреннего строения лишайников;

*Почему лишайники называют автогетеротрофами?

*В чем заключаются особенности жизнедеятельности лишайников? Поясните.

3-ий этап – закрепление нового материала (10 мин.)

Учащиеся докладывают результаты своей работы, им задаются вопросы: *Каково внешнее и внутреннее строение лишайников?

*Кто такие автогетеротрофы?

*Какова роль лишайников в природе?

*Какая из форм слоевища лишайников (накипная, листоватая, кустистая) является наиболее высокоорганизованной? Почему?

4-ый этап – домашнее задание (5 мин.)

*Ответить на вопросы (учебник, § 13).

*Подумайте, в чем проявляются симбиотические взаимоотношения организмов, образующих лишайник?

*Подготовьте сообщение на тему «Роль лишайников в природе».

Если новый материал дается фронтально, уровневую дифференциацию можно использовать при закреплении нового материала, при даче и проверке домашнего задания, а также при написании проверочных работ.

Проверочная работа № 2. «Молекулярный уровень»

1*.Что такое биологическая система.

1*.Перечислите уровни организации живой материи.

1*. Распределите указанные организмы на группы. (Лиственный лес. Хламидомонада. Тритон. Инфузория туфелька. Популяция сельди. Вирус СПИДа. Сенная палочка.

2*.Какие вещества, относящиеся к углеводам вам известны?

2*. Какую роль играют углеводы в живом организме?

2*. В результате какого процесса углеводы образуются в клетках зеленых растений?

Использование разноуровневых заданий определяет требования и систему оценивания к ним.

Выполнение заданий 1 уровня – репродуктивный (минимальный, базовый) основано на памяти учащихся. Если учащиеся, ориентируясь в учебном материале по случайным признакам (узнавание, припоминание), выбирают задания репродуктивного характера, решают шаблонные, многократно рассмотренные ранее задачи, то за выполнение такого задания они получают отметку «3».

Задания 2 уровня – продуктивный (причинно-следственных связей), требует мыслительных операций, понимания и установления причинно-следственных связей между предметами и явлениями. Если учащиеся выполняют задания этого типа, то они получают отметку «4».

3-ий уровень – творческий (продвинутый). Почти в каждом классе есть ученики, которые, интересуясь предметом, знают больше остальных. Они могут находить свой способ решения тех или иных задач, причем даже таких, в которых кроме явной присутствует и скрытая связь; ориентируются на общие и межпредметные признаки, отличающие широкие классы объектов и явлений и при этом способны переносить знания в незнакомые, новые и нестандартные ситуации. Часто у этих детей развито исследовательское мышление. Выполнение заданий такого уровня оценивается отметкой «5».

Разноуровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей. Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к ее усвоению.

Категория: Биология
04.05.2020 16:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!