СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разный уровень подготовки обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом блоге, я бы хотела обсудить вместе с вами такие проблемы, как разный уровень подготовки обучающихся

Сегодня в первый класс приходят дети с разным уровнем дошкольной подготовки. Одни умеют читать, считать, другие не знают букв, у одних в той или иной степени развит фонетический слух, у других –нет.

1. Не слышит учителя

Если ребенок плохо слышит не только на уроке, но и в повседневной жизни, не понимает обращенную речь, когда не видит лица говорящего – можно предположить, что у него имеет место снижение физического слуха. Установить его степень может лор-врач, а наблюдать и лечить – врач-сурдолог. Кроме того, возможно, ребенок плохо слышит по другим причинам, например, из-за патологии органов дыхания. Он может иметь трудности включения в учебный процесс: не понимать и не принимать учебную ситуацию в силу психологической незрелости, несформированности учебной мотивации. Допустим, ребенок пришел в школу играть и общаться, а не учиться. Кроме того, многие дети не умеют себя вести в классе, их нужно этому учить.

2. Ходит по классу во время урока; сидит под партой, кривляется

Возможно, это гиперактивный ребенок, который просто не в силах усидеть за партой даже 30 минут. Поможет смена видов деятельности, физкультминутки, релаксационные паузы. Может потребоваться и помощь невролога. Объясните родителям, что подвижных детей не стоит насильно заставлять выполнять какие-то дополнительные задания. Гораздо важнее набраться терпения и сделать уроки! Развитие памяти, внимания, фонематического восприятия, мелкой моторики, звуко-буквенный анализ – все это можно делать в любой обстановке: призовите свою фантазию! Это касается и учителя, и родителей

Причиной может оказаться и незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность навыков учебной деятельности или протестная реакция на сложное задание.

3.Ребенок, сидя за партой, не удерживает рабочую позу; сидит за партой в вычурной позе

У таких детей, как правило, наблюдается также неловкость в движениях (общих и мелких), много лишних движений, затруднено выполнение тонких движений руки. При письме ребенок двигает языком или ногами, поднимает, напрягает плечи. При чтении принимает неестественную позу; следя глазами, задерживает дыхание. Все эти непроизвольные движения, неадекватные выполняемому действию, говорят о склонности ребенка к навязчивостям. Необходимо выполнять упражнения, восполняющие функциональную недостаточность структур мозга, координирующих и регулирующих движения. На коррекционых занятиях эти дети должны ползать, маршировать, делать перекрестные движения, отбивать ритм, выполнять ритмичные движения в сочетании с речью (стихи, речевки, чистоговорки), учиться действовать (или воздерживаться от действия) по условному сигналу, осваивать дыхательную гимнастику и ряд специальных упражнений. Многое из этого могут применять как учителя, так и родители. Вместе с тем, чередуя умственную нагрузку с динамическими паузами (физкультминутками), следует приучать ребенка сохранять рабочую позу в течение всё более длительного промежутка времени.

В течение урока напоминайте детям о правильной посадке за партой: спину держим прямо, плечи ровно, голову прямо. Традиционная рабочая поза сохраняет так называемую «спинномозговую вертикаль», что является необходимым условием умственной работоспособности ребенка.

4. При письме рука устает; дрожит; слабеет; тяжелеет; сильно напрягается

Низкий уровень физиологической готовности к обучению. Это может быть связано с состоянием физической ослабленности (часто болеющий ребенок). Нередко первоклассники испытывают повышенную тревожность и ответственность, страх перед оценкой (вплоть до неврозов). Атмосфера благожелательности, положительный эмоциональный настрой в классе и дома – необходимое условие успешности таких детей. Поговорите с родителями: никаких переписываний, домашнее задание выполняется один раз, после отдыха, в хорошем настроении. Есть масса способов развить мелкую моторику и укрепить мышцы кисти, не доводя состояние ребенка до необходимости вмешательства врачей и массажистов.

5. Говорит кратко, очень тихо

Скорее всего, это замкнутый, стеснительный, неуверенный в себе ребенок. Дайте ему время привыкнуть, не настаивайте сразу на развернутых высказываниях. Практикуйте хоровые ответы, с соревнованием по рядам и т.д. Ситуация успеха, освоение навыков общения, поощрение устной речи постепенно снимут проблему. Однако встречаются дети с нарушением голоса – проконсультируйтесь с логопедом или лор-врачом. Существуют и логофобии - боязнь говорить в силу каких-либо речевых нарушений. Причиной может быть и задержка психоэмоционального развития.

Надеюсь, это было полезно! Верьте в свои будущие успехи– и они обязательно придут!

02.04.2024 13:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!