СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка интегрированного урока истории и литературы Методическая «Никто не создан для войны». Часть 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

В нашей стране проводятся реформы, крупные преобразования, происходит духовные обновление общества, становление правового государства, утверждение прав и достоинств личности. Перемены эти осуществляются в условиях широкого плюрализма мнений, столкновения разных идей и взглядов, острых споров. Люди хотят знать историческую правду. В таких сложных условиях реформирования общества не просто воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие облику достойного гражданина России. Для этого необходимо достигать на уроках истории следующих целей:

- воспитывать уважение к своей истории; потребность иметь свой взгляд на происходящие события и явления, отстаивать свою точку зрения; вызвать стремление показать свое отношение к проблемам современной России;

- развивать умение всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний, самостоятельно осмысливать проблемы отечественного развития в прошлом и настоящем.

История – это в значительной степени история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяжести и лишения.

Но не все войны оцениваются так однозначно. Например, война в Афганистане, которую начал Советский Союз в эпоху Л.И. Брежнева, вызывает противоречивые мнения у современников. Именно на такие сложные моменты истории и нужно обращать внимание учащихся. За скупыми строчками учебника – целая эпоха, судьбы многих молодых людей 80 –х годов. Изучение таких исторических событий и позволяет развивать умение самостоятельно осмысливать проблемы своего Отечества. Ученики также получают навыки анализа разнообразных источников, умение отстаивать свою точку зрения.

Этот урок истории возможно провести интегрированно с уроком литературы, так как тема предполагает использование не только исторических фактов, но и личностное отношение к событиям в Афганистане: звучат письма солдат, офицеров Советской Армии, опубликованных в повести С.Алексеевич «Цинковые мальчики», мнения матерей, потерявших на этой войне сыновей, стихи, песни об Афганистане. Возможно использование технических средств для представления документальных кадров о войне, презентация. Также целесообразна информация о земляках, погибших в Афганистане. В конце урока ученики высказывают свою точку зрения на эту войну, дают ей оценку.

Через такие уроки и возможно воспитание гражданских качеств и социальной ответственности у современной молодежи.

Структура урока состоит из: 1) вводной части, 2) основной части, где используются документальные кадры о войне, звучат выступления студентов, песни афганского цикла, стихи 3) презентации.

Подобный интегрированный урок требует предварительной подготовки учеников и преподавателей.

«Никто не создан для войны».

Интегрированный урок истории и литературы.

Подготовительная работа к уроку: Литература: учащиеся знакомятся с повестью «Цинковые мальчики» Алексиевич С. История: изучают социально – экономическое развитие СССР в 1970-е гг., историю развития советско-афганских отношений.

Цели урока:

1. Формирование исследовательских навыков при работе с документальной повестью как с письменным историческим источником; выработка собственной точки зрения на причины и события афганской войны.

2. Продолжить развитие понятия о жанре повести; организовать деятельность учащихся по выработки своей точки зрения на исторические события

3. Показать проявление воинами-афганцами таких моральных качеств как мужество, стойкость, чувство долга, способствовать нравственному воспитанию молодежи, воспитывая уважительное отношение к памятным событиям и к истории своей страны.

Оснащение урока:

  • запись песни «Комбат».
  • компьютерная презентация урока.
  • видеозаписи Афганской войны.
  • компьютерные средства обучения CD «Кирилл и Мефодий».
  • карта мира.
  • стенгазета «Афганистан болит в душе моей»: о земляках, погибших в Афганистане.
  • выставка книг об афганской войне.
  • эпиграф: «Нам бы жить и вся награда»!

- рабочая тетрадь.

План урока: 1.Советско-афганские отношения в 20 веке.

2.Причины войны в Афганистане.

3.Особенности афганской войны.

4.Социально-экономическое развитие СССР в 1970 е-80 е

5. Итоги войны в Афганистане.

6.Уроки афганской войны.

Ход урока.

Учитель истории: Всё может родная земля: может накормить хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. Поэтому защита родной земли – обязанность тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой. Честь и слава всем, кто выполняет свой долг по защите рубежей Отечества. Но как часто за последние десятилетия армию использовали для удовлетворения политических амбиций руководства страны, и связанные присягой командиры и рядовые принимали смерть в самых дальних уголках планеты.

Одним из таких событий стала война в Афганистане, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная, но почему-то в современных учебниках по истории ей отводится лишь полстраницы. И здесь нельзя не согласиться с мнением автора повести «Цинковые мальчики», которая писала, что только об этой войне мы знаем ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть, и не испугаться. А между тем эта война стоила нашему народу более 50 тысяч убитых, раненых и пропавших без вести. Этой цифре можно верить и не верить, потому что всем известно, как мы умеем считать. Погибших в Великую Отечественную ещё сегодня считаем и хороним…

Учитель литературы: И поэтому на сегодняшнем уроке мы решили предоставить слово тем, кто эту войну прошёл и остался жив. Итак, тема нашего урока «Никто не создан для войны» по повести С. Алексиевич «Цинковые мальчики». (Называются цели урока, см. выше). По ходу урока студенты делают записи в рабочие тетради по истории и литературе.

Светлана Алексиевич – белорусская писательница, известная читателям таким произведением, как «У войны не женское лицо», четыре мучительных года, как пишет автор, шла она обожёнными километрами чужой боли и памяти. Записала сотни рассказов женщин-фронтовичек: медиков, связистов, матросов, подпольщиц. Мнение читательниц было единодушным: «Эта книга страшная. Страшная своей правдой. Но именно эта правда и нужна». (На экране – портрет С.А.Алексиевич.) Но прошли десятилетия, и С. Алексиевич работает над новой повестью, в предисловии к которой она пишет: «Наверное, у каждого из нас есть свой запас защиты от боли физической и психологической. Мой был исчерпан до конца книгой «У войны не женское лицо». Но вот я впервые на настоящей войне. Мой предмет исследования – история чувств, а не история войны. О чём люди думали? Чему радовались? Чего боялись? Что запомнили?» Такую цель ставила перед собой писательница, начиная работать над книгой «Цинковые мальчики».

Учитель истории: Обратимся к истории войны. Попрошу дать краткую характеристику экономического, политического и культурного развития Афганистана в 1970-е годы.

Учащиеся отвечают на следующие вопросы, поставленные учителем:

- Что представляет собой Афганистан до середины 1970-х г.?

- Какими были советско-афганские отношения в xx веке?

- Как принималось решение о вводе советских войск в Афганистан?

- Какое участие принимал Пакистан в военных действиях, начавшихся в Афганистане?

- Почему СССР ввёл ограниченный контингент своих войск на территорию Афганистана?

- Кто и как воевал с нами?

- Какую оценку дал Афганской войне съезд народных депутатов СССР 24 декабря 1989 года?

(Звучат ответы студентов).

«Заслуживает морального и политического осуждения» - так открестились народные избранники спустя 10 лет от решения, принятого Генеральным секретарём ЦК КПСС Л. И. Брежневым и его соратниками. Сегодня мы можем назвать имена тех, кто принимал участие в решении о вводе советских войск в Афганистан, кто стал организатором трагедии. Список окажется длинным, но фактом остаётся то, что ни один из этих деятелей не понёс ответственности за принятое решение о вводе советских войск в Афганистан. Даже некоторые члены Советского правительства узнали об этом из газет, не говоря уж обо всём народе.

Учитель литературы: КПСС всегда была партией двойной морали: одна – в лозунгах и на транспарантах, вторая – в секретных циркулярах и постановлениях. Тем, кого направляли в Афганистан, пытались внушить, что они должны выполнить интернациональный долг и защитить южные рубежи Родины. Обратимся к страницам повести. Что побуждало молодых людей к службе в Афганистане?

Зачитываются отрывки из повести, к примеру, воспоминания служащей Наталии Орловой, которая говорит: «Ехала сюда, думала: «Не успела на БАМ, на целину, повезло есть Афган». Приводятся также строчки повести, в которых мать погибшего младшего лейтенанта Юры Головлёва говорит: «Разве может родина посылать на гибель лучших своих сыновей без великой идеи? Что же за Родина?».

учащиеся работают с выписками в рабочих тетрадях и дают ответы на вопрос учителя.

Учитель литературы: Итак, идеологическое обоснование было найдено: воинов посылали в Афганистан для защиты южных границ и выполнения интернационального долга.

Учитель истории: Организаторов этой военной авантюра по поводу введения войск на территорию суверенной страны не смутило даже то, что этот шаг СССР вызвал широкую волну критики. Вывода советских войск потребовала Генеральная Ассамблея ООН. Многие страны бойкотировали Олимпиаду - 80 в Москве. Война в Афганистане положила начало новому витку гонки ракетно-ядерных вооружений. Давайте вспомним, как это было.

Ученик зачитывает воспоминание генерал-полковника Б. В. Громова, командующего Ограниченным контингентом советских войск в Афганистане Даётся задание проанализировать эти воспоминания.

Учитель литературы: Итак, в Афганистан были введены советские войска. Обратимся и проанализируем отношение афганского народа к советской помощи.

(см. продолжение в части 2)

23.11.2017 18:18


Рекомендуем курсы ПК и ПП