СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного занятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое обоснование выбора образовательной технологии

На современном этапе развития образования, в условиях реализации ФГОС, внимание педагогов акцентируется на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей. Считается, что музыка воспитывает доброту, отзыв­чивость, чуткость в отношениях с другими людьми, формирует нравственно-эстетические идеалы. Эти цели особенно актуальны сегодня, в связи с чем воспитание искусством музыки приобретает важную роль в духовном становлении личности ребёнка.

Поэтому своей целью вижу создание образовательной среды для развития личностно-творческого потенциала обучающихся и на данной основе формирование эстетической культуры.

На наш взгляд деятельностного подхода в обучении поможет достичь данной цели. Работая над методической темой, разработала и создала инновационный проект «Студия «Веселые нотки» как основа внедрения деятельностного подхода при обучении вокалу»

Данный проект посвящен проблеме изучения и внедрения деятельностного подхода при обучении обучающихся, где спроектирована система работы учителя по обучению вокального творчества во внеурочной деятельности посредством студии «Весёлые нотки». Реализация, которой ведется по направлениям:

  • развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений; образного мышления и творческой индивидуальности;
  • овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально – творческой деятельности;
  • воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному творчеству.

Тема занятия: Вокальное слово и дикция.

Форма организации деятельности, обучающихся на занятии групповая (обучающиеся 2-3 классов).

Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалистов посредствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

Задачи:

Образовательные:

Научить правильному певческому дыханию, пропеванию слов на зевке, пропеванию согласных, передавать мелодию, чисто интонировать.

Развивающие

Развивать дикционные способности и навыки, образное мышление средствами музыкальной выразительности, логические навыки, умение анализировать смысловое содержание произведений, глубокого понимания в произведении смыслового значения слова, фразы, предложения, видеть в музыкальном образе смысловые доминанты и воплощать их в повседневной жизни. Развивать культуру и манеру сценического вокального исполнения: творческое самовыражение, вокальную индивидуальность, мышечный аппарат и мелкую дикционную моторику, умение донести слово до слушателя.

Воспитательные:

Способствовать формированию культуры пения у воспитанников, как эстетическую потребность, как часть их общей художественной, а шире – духовной культуры. Формировать интерес к индивидуальным формам вокального исполнения, сольному пению, концертным выступлениям, творческого самовыражения, для реализации духовно-творческих потенций каждого ребёнка, при воплощении в песне волнующих его чувств и мыслей, раскрытие смыслового содержания исполняемого произведения.

Формируемые УУД:

Коммуникативные: формирование умения слушать, вести диалог;

Познавательные: формирование логических действий: анализ, сравнение, синтез, обобщение;

Регулятивные: развитие умения корректировать свои действия

Личностные: развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к музыке.

Оборудование и материалы:

- просторное светлое помещение;

- фортепиано;

- mp3 проигрыватель;

- ноутбук.

Психологические условия на уроке. Утверждение радости на уроке.

Личностно-ориентированные общение - учет индивидуальных способностей, уровня музыкального развития, дифференцированный подход.

Психологически-комфортная атмосфера - эмоциональное удовлетворение, право учиться на успех.

Проектируемый результат. Появится устойчивый интерес к выполняемым упражнениям, интерес к песне. Научатся эмоционально, напевно, с хорошим певческим дыханием и с хорошей дикцией исполнять её.

Структура и ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: подготовка обучающихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Краткая беседа с учащимся об эмоциональном состоянии, внутренних ощущениях. Создание атмосферы радости и уверенности в своих силах посредством дружеской улыбки, педагога, ободряющей голосовой интонацией.

Хорошо сказанное слово – уже пение,

а, хорошо спетая фраза уже речь. К.С. Станиславский. (2 слайд)

- На протяжении всего учебного года мы учимся петь, работаем над своим голосом.

- Кто сможет сказать, что является самым важным в пении?

- Верно. Это все является очень важным при пении, а без чего смысл и содержание музыкального произведения мы не сможем донести до зрителей?

Приветствуют учителя. Происходит быстрое включение в деловой ритм; организация внимания.

- Чистота интонации, правильное певческое дыхание, звукообразование, дикция.

- Без дикции и слов.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель: актуализация опорных знаний необходимых для «открытия нового знания» с фиксацией индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Совершенно верно. Тема нашего занятия: «Вокальное слово и дикция».

- Сегодня на занятии мы поработаем над дикцией, над формированием певческого звука. Пение — единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста. Ясность и чёткость произношения слов и даже отдельных слогов в большей мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата певца (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань.).

(Презентация «Артикуляционный аппарат»). (3 слайд)

- Все эти органы участвуют в формировании звука?

Выполняют вокальные упражнения.

Дают ответы на вопросы учителя.

Озвучивает тему урока «вокальное слово и дикция».

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности.

Цель: определение места и причины затруднения в пробном учебном действии учащихся, формулировка совместно с учащимися проблемы, цели и задач урока.

- Попробуй без участия языка сказать: «Добыл бобыль бобы»

- Что получилось? Ничего не понятно.

- А теперь попробуй сказать то же самое без участия губ.

- Опять ничего не понятно. Значит, какой можно сделать вывод?

В формировании звука должны быть задействованы все органы речевого аппарата, он весь должен активно работать. Работа органов артикуляционного аппарата направленная на создание звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией. В потоке речи гласные и согласные несут неодинаковую функцию. Голос, его эмоциональная окраска, сила и насыщенность звучания идет, прежде всего, через гласные звуки. Дикционная четкость, разборчивость речи связана с четким произношением согласных. Дикция – это четкое, ясное, разборчивое произношение слов текста. (4 слайд).

Презентация «Таблица деления согласных».

Обучающиеся пробуют проговорить скороговорку.

Обучающиеся выполняет задание

Определяют и обсуждают цели урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).

Цель: построение проекта выхода из затруднения в пробном учебном действии учащихся и его реализация.

- Ребята, а вы знаете, что певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать - настроить его. Что же для этого нужно?

- Молодцы, правильно! Скажите, пожалуйста, а для чего нужно распеваться на каждом занятии? А может это совсем не обязательно?

Добивается выполнения задания. Побуждает к высказыванию своего мнения.

-Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат.

Дают ответы на вопросы учителя.

-Проговаривать скороговорки для того, чтобы настроить свой голос, для более чёткого произношения слов, делать упражнения на развитие певческого дыхания и распеваться.

-Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.

5.Первичное усвоение учебного материала.

Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия устраняющего причину выявленного затруднения, фиксация нового способа действия в вербальной и знаковой форме.

Учебно-тренировочные упражнения на развитие речевого аппарата. (11 слайд)

- А теперь, я предлагаю проговорить скороговорки:

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак

Сунул руку Грека в реку

Рак за руку Грека цап.

Рекомендации:

- В скороговорке отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Р», а также проводится работа на раскрепощение речевого аппарата.

- Если текст, звучит четко и уверенно, постепенно можно увеличить темп, но нельзя забывать, что все в скороговорке главное не темп, а четкость и ясность произношения.

От топота копыт

Пыль по полю летит.

Рекомендации:

- Повторим скороговорку в различных образах и с эмоциями, присущими персонажу, изображенному на картинке, в образе веселого зайца, грустного щенка и довольного кота. (12 слайд)

- Спасибо, ребята!

Вокальные упражнения на развитие голоса.

-Распеваясь, наши голосовые связки, разогреваются и правильно настраиваются.

Учебно-тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата.

Выполняют задания.

Дают ответы на вопросы учителя.

Выполняют задания.

6. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление изученного.

- Молодцы, на прошлом занятии мы начали разучивать песню «Волна». Домашнее задание было выучить слова песни наизусть.

- Понравилась ли вам песня? О чем она?

- Песня написана в куплетной форме. (2 куплета и припевы и речитатив). Размер – 4/4.

- Существует известный афоризм: "У хорошего певца хорошая дикция, у плохого певца и дикция плохая" (14 слайд)

- Поём песню (1 куплет, потом припев) по фразам с закрытым ртом на звук «м».

- Да! Очень красивая песня, про океан, что нужно быть осторожными, когда купаемся.

Разбирают песню: смысл, характер, темп, поют на слог отдельные фразы, предложения. Отрабатывают сложные места. Исполняют песню с выражением целиком со словами.

Исполняют песню «Волна».

7. Подведение итога занятия и рефлексия

Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценки результатов деятельности учащихся.

- Подведём итоги нашего занятия.

Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевах, работали над дыханием, над звуковеденим в целом. Познакомились с новыми понятиями. Что включает в себя артикуляция?

- А чтобы наш труд не прошел даром, дома перед зеркалом выразительно проговорите стихотворный текст песни, что поможет вам при пении добиться выразительного звукообразования. Это будет вашим домашним заданием.

Участвуют в подведении итога занятия, в рефлексии собственной деятельности.

- отчетливое, фонетически определенное и грамотное произношение;

- умеренное округление гласных за счет пения на скрытом зевке;

- нахождение высокой вокальной позиции;

- умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные звуки в любом ритме и темпе. (13 слайд)

Приложение 1

Таблица деления согласных. (6 слайд)

Глухие

Звонкие

К, П, С, Т, Ф, Х, Ч,Ц, Ч, Ш,Щ

Безголосые - образуются без участия голосовых складок от колебания выдыхаемого воздуха, состоят из одних шумов.

Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р

Голосовые – образуются из ротовых шумов и голоса. Явно выражен основной тон.

Вокальные согласные. (7 слайд)

В Ж З Л М Н Р

  • обладают звонкостью
  • обладают протяжностью

Л М Н Р

  • сонорные, звучат вокально
  • голос преобладает над шумом

Б Г Д

  • звонкие взрывные

Не вокальные согласные. (8 слайд)

С Ф Х К П Т Ц Ч Ш Щ

  • произносить с большей интенсивностью
  • энергично
  • глухие согласные произносятся на шёпоте, голосовая щель раскрыта в хрящевой части
  • могут провоцировать на форсированное звукоизвлечение
03.11.2020 20:30


Рекомендуем курсы ПК и ПП