СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В наши дни проблема формирования творческих способностей у подростков в процессе обучения английскому языку приобретает особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса общеобразовательных школ она является значимой научной проблемой, имеющей историческое, этническое, культурологическое и социально-педагогическое значение.
Развитие творческих способностей школьников невозможно без обобщения опыта использования занятий по английскому языку в системе обучения и воспитания. Изучение английского языка, истории его развития, народной культуры и быта необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение английского языка, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание иностранного языка и развитие творческих способностей школьников на конкретном жизненном материале.
Формирование творческих способностей у подростков опирается на развитие творческого мышления и особенно таких компонентов как:
Проанализировав свои уроки и уроки моих коллег, я пришла к выводу, что развитие творческих способностей подростков на занятиях по английскому языку будет более эффективным, если будут учитываться следующие условия:
Учитель должен направлять учеников, способствовать развитию их творческих умений на каждом уроке. Только в процессе целенаправленной упорной работы удастся сформировать определенные качества и добиться заинтересованности на уроках. Многообразие форм дидактической работы порождает многообразие целевых установок учащихся, увеличивается объем времени, затрачиваемый на самостоятельную работу. Приобретение знаний, умений и навыков самостоятельной работы приучает учащихся к творческой работе, развивает творческое мышление, создает предпосылки для их применения в системе профессиональной деятельности, совершенствует способности устного и письменного общения, отдавая предпочтение выражению мнений, эмоций и чувств, а также умению аргументировать. Чем больше разнообразных заданий используется, тем эффективнее результаты.
Я бы выделила следующие формы работы над развитием творческих умений:
Наиболее отчетливо направления творческой деятельности учеников проявляются в их увлечениях. Они мастерят что-либо из природного и иного металла, увлекаются литературой, ведут дневники, занимаются фотографией, собирают коллекции, общаются с природой, переписываются с зарубежными друзьями, ищут необычное в обычном и повседневном и т. д. Подобные увлечения могут использоваться для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. По просьбе учителя, дети приносят на урок фотографии, открытки, письма, предметы из своих коллекций, которые оживляют общение на иностранном языке, делают это общение более содержательным, близким и интересным для его участников. Задача учителя заключается в том, чтобы глубоко изучать и знать увлечения школьников, использовать их для творческого самовыражения учащихся на уроках.
.
В настоящее время в практике обучения иностранным языкам в школах России широко используется метод проектов, который приобщает учащихся к исследовательской деятельности, развивает их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Проектная деятельность значительно расширяет и углубляет знания учащихся в процессе работы над проектом, учит взаимодействовать друг с другом, овладевать умением пользоваться языком, формирует общеучебные интеллектуальные умения работы с информацией на английском языке. Мысль детей в этом случае занята тем, как решить проблему, какие рациональные способы решения выбрать, где найти убедительные аргументы, доказывающие правильность выбранного пути. При выполнении творческих заданий ученики используют дополнительную литературу, средства массовой информации, возможности Интернета. Имея достаточный опыт работы над проектами, я бы выделила следующие этапы работы:
Все эти технологии позволяют сделать занятия эмоционально-насыщенными, сочетать игры и неигровые приёмы обучения. При этом не упускается из виду развитие речи учащихся не только на английском, но и на родном языке.
Я широко использую метод проектов в своей практике со 2 по 11классы, естественно с учётом возрастных особенностей. Если в начале изучения языка — это простые проекты без презентации на такие темы, как «О себе», «Моя семья», «Моя любимая игрушка», «Мой домашний питомец». В старших классах я стараюсь задавать такие проекты, как:
Таки задания способствуют практическому применению языка. Дети становятся более раскрепощенные, не боятся говорить. Кроме того, такие задания полезны, ведь они запоминаются учащимися.
Проявление творческих способностей личности учащихся можно пронаблюдать на уроках английского языка в организации работы на примере работы с текстом. Любая работа с текстом или маленьким его фрагментом начинается с того, что художественное высказывание воспринимается детьми на слух или зрительно. И на этом этапе важно создание таких проблемных ситуаций, которые бы помогли ввести учащихся в систему художественных образов этого текста. Процесс восприятия текста (отрывка) и работа по прочитанному организуется с помощью разных заданий-вопросов типа:
При осмыслении лингвистических средств создания образности художественного текста ученики должны осознать изобразительно-выразительные возможности тех явлений, которые изучаются на уроках. Касота иностранного языка открывается детям в процессе такой работы. Например, такие типы заданий-вопросов:
Применение таких проблемных ситуаций в учебном процессе дает возможность формировать у учащихся определенную познавательную потребность, но и обеспечивают необходимую направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы.
Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе работы с текстом обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию и познавательной самостоятельности и творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний учащихся. Важно, чтобы ученик мог применять полученные на уроке знания, иначе учебный процесс бесполезен.
Внеклассная работа тесно связана с урочной деятельностью. Предварительно проводится огромная подготовительная работа. На уроках отрабатывается необходимая лексика, разучиваются песни и стихи. При подготовке таких мероприятий, как День Святого Валентина, Рождество или День Всех Святых, требуется детальная проработка соответствующих тем. Только изучив подробно весь материал, прочувствовав его, пропустив через свое «Я», ребята будут готовы к сотрудничеству, публичному выступлению, участию во внеклассной деятельности.
Внеклассную работу можно разделить на несколько этапов, при этом каждому этапу соответствует определенный возраст учащихся. Следует помнить, что содержание языкового и страноведческого материала, используемого при подготовке и проведении досуговых мероприятий, должно соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся, отражать их реальные потребности и интересы в общении и познании.
• Первый этап — начальный уровень обучения ( 1—4-й классы). На данном этапе у детей прекрасно развита долговременная память. Учащиеся быстро заучивают простые рифмовки и песенки, даже спустя многие годы они отлично помнят речевые образцы и лексические единицы, выученные в начальной школе. В шестилетнем возрасте происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной. При этом игры сохраняют свою ведущую роль. Поэтому дети легко включаются во внеурочную деятельность, примеряя на себя роли Винни-Пуха или Колобка, Красной Шапочки или Мухи-Цокотухи.
На начальном уровне обучения постановочные мероприятия могут проводиться на уроках-повторениях и уроках-обобщениях, в виде инсценировок и праздников. Дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо и быстро запоминают то, что интересно и вызывает у них эмоциональный отклик. В процессе увлекательного взаимодействия ребят создаются условия для непроизвольного усвоения материала.
На всех этапах обучения, готовясь к внеурочным мероприятиям, огромное внимание следует уделять изучению песен и стихов, рифмованный текст которых помогает легко и быстро усваивать незнакомые слова, позволяет отрабатывать некоторые грамматические структуры, снимать фонетические трудности. На все внеклассные мероприятия ребята приглашают своих родителей, учителей. Присутствие учащихся младших классов будет очень полезно, так как даст возможность учителю заинтересовать их новым предметом и приобщить к проведению праздников.
Проведение уроков и внеклассных мероприятий в оригинальной, нетрадиционной форме направлено не только на развитие основных видов речевой деятельности, но и на формирование ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы школьников.
Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе различных конкурсов, игр и соревнований, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, а также открывает широкие возможности для индивидуальной работы школьников. (Приложение)
Использование в настоящее время таких коллективных форм работы (обучение в сотрудничестве) способствует реализации воспитательных целей обучения: школьники становятся субъектами общения, учатся воспринимать, осмысливать и оценивать позицию другого человека, регулировать свое поведение согласно условиям общения. В данном виде деятельности формируется человек культуры — творческая личность
© 2021, тикунова ольга эдуардовна 431