© 2025 102
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребёнка в этой области знаний».
Л. А. Венгер
Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию.
Самым ВАЖНЫМ является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.
Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
До введения ФГОС ДО подготовка детей к школе сводилась к элементарной «муштре» — обучению счету, письму, чтению.
Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Простое и порой скучное обучение счетным операциям не обеспечивает ребенку его всестороннего развития. ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Детям кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Задача взрослого — поддерживать интерес ребенка.
Во ФГОС ДО, на которые ориентировано дошкольное образование не существует раздела «Математическое развитие». В ОО «Познавательное развитие», одним из пунктов является «Формирование математических представлений».
Целевые ориентиры по ФГОС ДО
Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно- следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:
Математическое развитие дошкольников — позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.
Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель — не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
Математическое образование дошкольника — целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях (детский сад, группы развития, группы дополнительного образования, прогимназия и т.п.) и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка.
Традиционные направления ФЭМП в дошкольном возрасте (математические эталоны):
Целевые ориентиры по формированию элементарных математических представлений:
Принципы обучения математике:
Формы работы по развитию элементарных математических представлений:
Участвуя в повседневной жизни, наблюдая за взрослыми, ребёнок развивает математические способности и получает первоначальные представления о значении для человека счёта, чисел, приобретает знания о формах, размерах, весе окружающих предметов, времени и пространстве, закономерностях и структурах.
Испытывая положительные эмоции от обращения с формами, количествами, числами, а также с пространством и временем, ребёнок НЕЗАМЕТНО для себя начинает ещё до школы осваивать их математическое содержание.
Благодаря освоению математического содержания окружающего мира в дошкольном возрасте у большинства детей развиваются предпосылки успешного учения в школе и дальнейшего изучения математики на протяжении всей жизни. Для этого важно, чтобы освоение математического содержания на ранних ступенях образования сопровождалось позитивными эмоциями – радостью и удовольствием.
Предлагая детям математическое содержание, нужно также иметь в виду, что их индивидуальные возможности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер. По завершении этапа дошкольного образования между детьми наблюдается большой разброс в знаниях, умениях и навыках, касающихся математического содержания.
В соответствии с принципом интеграции образовательных областей Программа предполагает взаимосвязь математического содержания с другими разделами Программы. Особенно тесно математическое развитие в раннем и дошкольном возрасте связано с социально-коммуникативным и речевым развитием. Развитие математического мышления происходит и совершенствуется через речевую коммуникацию с другими детьми и взрослыми, включённую в контекст взаимодействия в конкретных ситуациях.
Воспитатели систематически используют ситуации повседневной жизни для математического развития, например, классифицируют предметы, явления, выявляют последовательности в процессе действий «сначала это, потом то…» (ход времени, развитие сюжета в сказках и историях, порядок выполнения деятельности и др.), способствуют формированию пространственного восприятия (спереди, сзади, рядом, справа, слева и др.) и т. п., осуществляя при этом речевое сопровождение.
Элементы математики содержатся и могут отрабатываться на занятиях музыкой и танцами, движением и спортом. На музыкальных занятиях при освоении ритма танца, при выполнении физических упражнений дети могут осваивать счёт, развивать пространственную координацию. Для этого воспитателем совместно с детьми осуществляется вербализация математических знаний, например, фразами «две ноги и две руки», «встать парами», «рассчитаться на первый и второй», «в команде играем вчетвером»; «выполняем движения под музыку в такт: раз, два, три, раз, два, три»; «встаём в круг» и др.
Математические элементы могут возникать в рисунках детей (фигуры, узоры), при лепке, конструировании и др. видах детской творческой активности. Воспитатели обращают внимание детей на эти элементы, проговаривая их содержание и употребляя соответствующие слова-понятия (круглый, больше, меньше, спираль – о домике улитки, квадратный, треугольный – о рисунке дома с окнами и т. п.).
У детей развивается способность ориентироваться в пространстве (право, лево, вперёд, назад и т. п.):
У детей формируются представления об использовании слов, обозначающих числа. Они начинают считать различные объекты (например, предметы, звуки и т. п.) до 10, 20 и далее, в зависимости от индивидуальных особенностей развития.
Развивается понимание:
Развивается умение:
Развивается способность:
Развитию математических представлений способствует наличие соответствующих математических материалов, подходящих для счёта, сравнения, сортировки, выкладывания последовательностей и т. п. Программа оставляет Организации право выбора способа формирования у воспитанников математических представлений, в том числе с учётом особенностей реализуемых основных образовательных программ, используемых вариативных образовательных программ.
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом — принцип интеграции образовательных областей.
Что такое интеграция?
Интеграция — это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Должна охватывать все виды деятельности. Позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребёнок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах. Рассматривается как ведущая форма организации содержания образования, в том числе и на первой важнейшей его ступени, дошкольной.
Интеграция развития математических представлений осуществляется через все образовательные области:
Встречается во всех видах детской деятельности:
Необходимыми педагогическими условиями математического развития дошкольников на основе интегрированного подхода являются:
Где встречается математика?
Образовательная область «Физическое развитие»
Двигательная деятельность.
Что делаем?
Дети, не осознавая нагрузки, считают, размышляют, думают.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Вид деятельности: «Восприятие художественной литературы и фольклора».
Что делаем?
Вид деятельности: «Изобразительная» и «Конструирование из разнообразного материала».
Что делаем?
Подбираем темы, помогающие зрительно и осязательно помочь ребёнку более детально запомнить и прочувствовать математические понятия. «Пластилиновые цифры», «Разноцветная мозаика», «Большие и маленькие дома на нашей улице» и т.п.
Математическое развитие ребёнка только в дошкольном учреждении не имело бы смысла без сотрудничества с родителями. Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие — предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства для развития ребёнка.
Цели взаимодействия с семьёй
Задачи взаимодействия ДОО с семьями воспитанников
Создание предметно-развивающей среды для математического развития дошкольников.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда предполагает комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и во времени, насыщенную разнообразными предметами и игровым материалом.
Накопление логико-математического опыта (математической осведомленности) необходимо организовать таким образом, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно. При проектировании предметно-развивающей среды, связанной с математическим развитием дошкольников, необходимо уделять внимание таким компонентам как пространство, время, предметное окружение. Правильно организованная предметно-пространственная среда формирует у детей потребности занимать своё свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
С целью математического развития детей дошкольного возраста целесообразно размещать в группе:
Влияние предметно-развивающей среды на математическое развитие детей достаточно велико. При этом одной из основных задач видится моделирование математической зоны в группе детского сада в соответствии с содержанием математического развития детей и обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную, игровую и иную активность детей.
МОНИТОРИНГ
Условия свободного выбора программ позволяет педагогам проявлять творчество, смело использовать инновации, а детям получать уважение и признание самоценности дошкольного периода жизни. Но! По каким бы программам педагоги ни работали, стартовые возможности для последующего обучения в начальной школе должны быть равные. Мы должны создать условия для общего психического развития детей, в частности условия формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению.
Мониторинг – способ исследования педагогического процесса.
Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие, формирование культуры и самостоятельности мышления. Умственное развитие является главным в развитии личности ребёнка, так как мышление влияет на воспитанность человека.
Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье. Постепенное введение ребёнка в мир математических представлений приводит к более глубоким знаниям, умению использовать и применять их на практике. Мониторинг – является непременным условием проверки интеллектуального развития ребёнка. Мониторинг поможет педагогу сделать выводы:
Общие рекомендации по проведению диагностических ситуаций:
ВЫВОДЫ:
© 2025 102