СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие навыков правильной устной речи младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мой верный друг, Мой друг коварный, Мой царь, мой раб – Родной язык.

В.Брюсов

Интенсивный процесс усвоения норм языка происходит преимущественно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Отсюда велика роль школы в становлении и развитии навыков правильной устной речи. В начальных классах, как правило, уделяется особое внимание пополнению и обогащению словарного запаса школьников, однако, очень мало отводится времени нормам литературного произношения – орфоэпии русского языка. Работа по овладению нормами культуры произношения предполагает наличие системы упражнений по орфоэпии и акцентологии, основанной на развитии и совершенствовании речевого слуха детей, и спланирована в два этапа. Первый этап связан с работой по развитию речевого аппарата учащихся в 1 классе, так как обучение нормам произношения невозможно без хорошо развитого артикуляционного аппарата. На уроках используются различные чистоговорки, дикционные и интонационные упражнения, скороговорки, логопедические стихи, артикуляционная гимнастика. Второй этап работы начинается вместе с изучением темы “Имя существительное”. Часть слов из составленного орфоэпического минимума (1,2,3 разделы) усваивается детьми на уровне лексики, школьники запоминают слова с присущим им, персонально закреплённым ударением и произношением. Вторая половина слов изучается с грамматическими формами имени существительного: числа, падежа, склонения. Здесь широко используются: наглядность, в том числе и звуковая, разучивание стихов и рифмовок с интересующими нас словами, разгадывание ребусов, кроссвордов.

Фрагмент урока обучения грамоте по теме: « Гласный звук э. Буква э.»

Подготовка к изучению нового.

-Ребята, назовите, какие вы знаете гласные звуки? Сколько их?

-(а) (о) (у) (э) (и) (ы), их 6.

-Что общего у этих звуков?

-Их можно петь, тянуть, они могут быть ударными и безударными, они образуют слог.

-Какими буквами обозначаются гласные звуки? Сколько их?

-Букв 10, это - а я о ё у ю э е ы и.

4) Знакомство с новым материалом.

-Что вы можете сказать о звуке (э)?

-Какие буквы могут передавать этот звук?

-На что похожа буква э?

(на месяц, лук со стрелой, ухо.)

-Расскажите про эту букву.

Помчались легче пуха

По гладкой ровной колее

И увидали букву э,

Похожую на ухо.

Взял я лук и крикнул - Эх!

Удивлю сейчас я всех!

Натянул потуже лук

Да стрела застряла вдруг!

И вокруг сказали все – Э.

-2-

-Попробуйте услышать звук (э) в словах. Если он есть, то хлопните в ладоши.

Эврика, ива, щётка, этот, элеватор, если, лиса, экскурсия, дети, канат, поёт.

-Назовите буквы, которые передают звук (э).

-Вини и пятачок любят играть в игру. Её название составляет ключевое слово кроссворда. Попробуйте отгадать его. Оно состоит из 3-х букв.

1- Первая буква в слове из 5 букв. Пятачок сказал: «Это есть у телевизора, компьютера, мы смотрим на него в кинотеатре».

(экран)

2-Винни сочиняет стихи. Как называют такого человека? Слово из 4-х букв.

(поэт)

3-Второе слово самое трудное. Как называется большой промежуток времени?

(эпоха)

-Назовите ключевое слово, в какую игру любят играть Винни и пятачок?

(эхо)

-Чтение слов по рядам по 1 строчке. Дети изображают эхо.

Эхо слышно тут и там

Эхо ходит по горам

Эхо спустишься сюда?

Эхо тихо: Да, да, да – а – а.

-Сделаем звуко-буквенный анализ этого слова.

(эхо) – 2 слога, ударение падает на первый слог, характеристика звуков, итог – 3буквы, 3 звука.

Проблема обучения младших школьников нормам произношения нуждается в дальнейшей разработке. Необходимо продумать, например, такие вопросы:

– корректировка лексико-орфоэпического минимума, – оптимальная взаимосвязь орфоэпии и дикции в процессе формирования культуры речи. Формирование и развитие у детей правил устной речи является содержанием произносительной работы в начальной школе, которая определяется орфоэпическим минимумом, обязательным для усвоения младшими школьниками. Такой минимум включает правила литературного произношения и ударения слов и грамматических форм современного русского языка.

1. Общеупотребительные слова с трудным ударением.

Алфавит гусеница диалог договор библиотека водопровод 2.Произносится твёрдо произносится мягко

антенна бутерброд компьютер свитер тире термос шоссе

музей паштет рельс фанера шинель

3. Слова с трудным звукосочетанием.

асфальт балерина бульон велосипед директор женщина

йод комбайн конечно коридор мужчина помощник

радио район скворечник скучно трамвай что

4. Имена существительные с неподвижным ударением.

на основе (во всех формах)

кран – кранов торт – тортов флаг – флагов бант – бантов

стержень – стержней шофёр – шофёров туфля – туфель шарф – шарфом

– на окончании (за исключением формы именительного падежа единственного числа)

плод – плода бинт – бинта блин – блина герб – герба

гриб – гриба пруд – пруда серп – серпа столяр – столяра

5. Имена существительные с подвижным ударением.

– ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание во множественном числе

директор – директора доктор – доктора слесарь – слесаря

шкаф – шкафы суп – супы

– ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание в косвенных падежах множественного числа

гусь – гусей лось – лосей волк – волков

вор – воров корень – корней новость – новостей

– ударение с окончания в единственном числе перемещается на основу в винительном падеже, множественное число не даёт схемы движения ударения

голова – голову, головы – голов – головам – головами – о головах;

доска – доску, доски – досок – доскам – досками – о досках;

стена – стену, стены – стен – стенам – стенами – о стенах;

щека – щёку, щёки – щёк – щекам – щеками – о щеках

6. Форма родительного падежа множественного числа.

валенок чулок сапог ботинок яблок дел мест пятен блюдец

полотенец помидоров килограммов мандаринов апельсинов шалашей фонарей носков

Составленный орфоэпический минимум усваивается в течение длительного времени и складывается в определённую систему произносительных навыков под влиянием двух взаимодействующих факторов:

– речевая среда, в которой ребёнок находится в учебной ситуации и вне школы; – специально организованное овладение нормами культуры речи.

Конечно, в младшем школьном возрасте, когда в процессе обучения огромное значение имеет пример, показ, слушая правильное произношение, ребёнок невольно подражает ему, достаточно влияния одного фактора речевой среды. Однако необходимость специально организованной работы над формированием навыков литературного произношения вызвана тем, что многие учащиеся находятся в неблагополучной речевой среде, окружены стихией бытовой речи.

Долгие годы невнимания к орфоэпии в начальной школе привели к тому, что сложилось твердое убеждение в том, что орфоэпическое, литературное произношение мешает формированию орфографических навыков младших школьников. Отсюда и ставшая хронической в начальной школе боязнь звуков: то они неясно слышатся, то нечетко произносятся, то вдруг становятся сомнительными.

Орфоэпия и орфография, хотя и постоянно противопоставляются, на самом деле не противники и тем более не враги, а союзники и друзья. И орфоэпия, и орфография обеспечивают такое коммуникативное свойство речевой культуры, как правильность. Без правильности речи устное и письменное общение между людьми, затрудняется. Не борьба произношения с написанием и не слияние орфоэпического и орфографического образа слова, а разграничение их в сознании ребенка — вот тот путь, который способен, с одной стороны, обеспечить формирование орфографического навыка как системы сознательных действий, с другой — поднять уровень произносительной культуры учащихся начальных классов. Повышение произносительной культуры означает и подъем орфографической грамотности детей. Чем выше культура устного слова, чем правильнее орфоэпически говорят ученики, тем правильнее они пишут. Особый путь обучения орфоэпии в начальных классах требует, в свою очередь, особых орфоэпических упражнений. Орфоэпические упражнения со зрительной опорой — основное методическое средство достижения орфоэпической грамотности учащихся начальных классов. Предъявление образцового произношения учителем, воспроизведение орфоэпического облика слов детьми осуществляется при опоре на видимое слово. Грамотная запись орфоэпически диктуемого вновь возвращает детей к буквенному составу слова. Опираясь на зрительный облик слова (в случае совпадения литературного произношения с написанием) и отталкиваясь от него (в случае расхождения буквенного и звукового состава слова), младшие школьники овладевают умением правильно соотносить орфоэпию и орфографию, что является фундаментом успешного усвоения обеих. Опора на написанное или напечатанное слово при сопоставлении орфоэпии и орфографии — вот путь, оберегающий орфографические навыки учащихся начальных классов.

09.04.2019 18:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей