СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие о речевом развитии и механизме формирования речевых особенностей  младших школьников, является главным фактором, определяющим успешность школьника в учебной деятельности. В русле этого вопроса реализуется попытка сопоставления особенностей развития диалогической речи младшего школьника.

Важнейшим базовым компонентом в обучении и воспитании детей является развитие диалогической  речи. Следовательно, необходимо вести планомерную работу по формированию языковой компетенции школьников на начальном этапе обучения, отсюда и вытекает основная задача современной школы – достижение наиболее эффективной общественной формы организации учебной деятельности детей.

Вопрос формирования речевой деятельности младших школьников привлекает ряд отечественных и зарубежных ученых (Г. Ананьева, Л.А. Венгера, Б.Ф. Ломова, В.В. Богословского, Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и др.). В потоке научных исследований уделяется заслуженное внимание следующим вопросам: определены общие тенденции речевого развития школьников, обозначена идея развития речи на межпредметном уровне, указаны проблемы речевого общения, а так же, определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников и представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания. Но, несмотря на повышенный интерес исследователей к обозначенной проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста, как показывает практика, весьма недостаточен. В связи с этим, возникает дидактическая потребность в  методически грамотно организованной работе по развитию речи на начальном этапе обучения со школьниками. Одним из путей подобной организации учебной деятельности, на наш взгляд, является работа по развитию диалогической  речи учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе.

В данном контексте актуальным и отвечающим современным требованиям считаем вопрос  изучения диалогической речи младших школьников, а так же необходимость в поиске соответствующих способов и приёмов, форм и средств развития речевой деятельности у детей, а изучение механизма формирования и развития диалогической  речи считаем важной задачей системы современного этапа образования.

Дети овладевают языком по средствам восприятия речи и  говорения, именно по этой причине важны условия для формирования диалогической речевой деятельности детей, путем  общения, с помощью выражения своих мыслей. Говорить о формировании чистой, грамотной речи учащихся можно лишь в том случае, если педагог наделен чистой речью, богатой и разнообразной лексическими и грамматическими средствами, с точно переданным содержанием высказываний, с учетом ситуативных особенностей общения, и выдержанным определённым стилем речи.

Развитие речи в образовательный период процесс, протекающий в многообразной познавательной деятельности школьника на этапе усвоения учебных предметов, изучения и анализа различной  вариативной  исторической и заимствованной лексики и фразеологии и пр. в зависимости от системности и своеобразия учебного материала. Значительное влияние в этот период имеет специфика подобранных литературные произведения для детского чтения, которые оказывают положительное влияние на эмоциональную, эстетическую, интеллектуальную сферу развития и воспитания детей, а так же, создающее готовность к художественному восприятию и к работе по развитию связной и диалогической речи младших школьников.

Структура уроков по литературному чтению на начальном этапе обучения, предполагает обдуманность в выборе средств, используемых в речи для передачи и анализа художественного образа, настроения, замысла автора и пр. Помимо этого, беседа со школьниками или опубликованные вопросы в учебниках курса, направлены на осознание лингвистических особенностей прочитанного текста. Кроме того учителями используются следующие формы и методы обучения: самостоятельная или коллективная работа по развитию связной, монологической и диалогической речи, проводимые в различных формах, таких как  беседа, диалог или дискуссия, а также театрализованные игры, этюдов, сценок по мотивам изучаемых произведений; активизация художественного восприятия детей путём комплексного влияния разнообразных средств (музыкальных, изобразительных и т.д.). Соблюдение указанных выше условий позволяет добиваться высокой эффективности работы по развитию диалогической и связной речи при работе с литературным произведением на уроках литературного чтения на начальном этапе обучения в школе, и подготовить учащихся к следующему этапу освоения родного языка на следующих этапах обучения.

Необходимо отметить, что система литературного чтения, в целом, направлена на реализацию главного принципа развития речи и совместно с другими критериями языкового образования она способствует совершенствованию речевой деятельности детей и их речевому развитию.

В настоящее время нарастает внимание к литературному образованию младших школьников и к развитию и диалогической речи как коммуникативной способности младших школьников.

Отметим, что с поступлением в начальную школу началом обучения в школу развитие речи ребенка обусловливается двумя особенностями: во-первых, язык и система его средств становятся предметом специального обучения, а во-вторых, начинается освоение письменной речи и совершенствование монолога как основной ее формы. На этом этапе требования к формам речи вообще и к диалогу в частности все больше повышаются. В начальной школе формируется также учебный диалог, который возникает в качестве специально созданной на уроке учебной речевой ситуации. По лексико-грамматическому оформлению учебный диалог отвечает нормам кодифицированного литературного языка, чем разговорной речи. С другой стороны, диалогическое общение вне учебной ситуации также усложняется. Установление социальных контактов и интерактивного взаимодействия подразумевает адекватное использование  всех вербальных и невербальных средств общения ребенка и включает в себя умение начать и завершить разговор, привлечь внимание собеседника, слушать и понимать его, эмоционально сопереживать ему, задавать вопросы и отвечать на них, проявлять активное ответное отношение.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что занятия, направленные на совершенствование навыков диалогического общения имеющее начало в дошкольном возрасте, крайне важны и при работе с детьми младшего школьного возраста. В зависимости от конкретных условий учебной ситуации применяются как фронтальные или групповые занятия с учащимися. В зависимости от педагогических целей и задач работа по развитию диалогической речи либо проводится на отдельном занятии, либо включается в традиционное учебное.

     Диалог на уроке – это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, способность анализировать деятельность партнера, воображение). На таких уроках содержание учебного материала усваивается как вследствие запоминания, так и в результате общения, в ходе которого происходит обращение к личностно значимым смыслам, к глубинам собственного сознания. Вести диалог – значит искать истину вместе. Учебный диалог – это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное в нем не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. В условиях современного обучения  учителю начальных классов  необходимо владеть методами и приёмами, направленными  на развитие речи и мышления младших школьников. Только наличие знаний у педагога в области диагностики психических состояний, психоанализа способствует такой организации учебного процесса, при котором раскрываются подлинные речевые и мыслительные  возможности каждого обучающегося.

     Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила ведения диалога:

•  любое мнение ценно;

•  ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;

•  повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,

•  хочешь говорить – подними руку;

• дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;

•  обращение начинается с имени;

•  критика должна быть тактичной;

•  отсутствие результата – тоже результат;

•  голос – твой божественный дар, умей им владеть.

   Для организации диалога с автором художественного произведения необходима организация читательской деятельности, которая включает:

1. Эмоциональное вслушивание

2. Вычитывание

3. Выразительное чтение

4. Сочинения, рисование, инсценировки

Результатом организации чтения, как диалога с автором и освоения ребёнком позиции настоящего читателя считается:

1. Владение детьми способами понимания художественного произведения

2.  Умения выразительно читать.

3.  Стремление выразить и грамотно оформить свои суждения о произведении в устной речи.

4.  Расширение читательского кругозора.

5.  Развитее «чувства языка» и литературного вкуса.

6.  Формирование коммуникативных способностей.

Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения:

1.  Ролевое чтение

2.  Ролевые диалоги

3.  Работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения)

4.  Придумать разговор героев произведения по телефону

5.  Инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.)

     Урок, по своей сути, становится  личностно-развивающим, приобретает качественно новое значение, превращаясь в форму, которая размывает границы обучения и воспитания, превращая каждый акт пребывания ребёнка в школе в становление образа его личности.

Основные требования к речи учащихся в обобщенном виде можно представить следующим образом:

1. содержательность;

2. логическая последовательность в построении высказывания;

3. грамматическая правильность речи;

4. точность словоупотребления;

5. выразительность речи;

6. ясность речи и ее чистота;

7. правильное звуковое оформление речи .

Таким образом, при обучении  диалогической речи необходимо учитывать возрастной и индивидуальный фактор. Как уже говорилось выше, для достижения лучшего эффекта при обучении диалогу необходимо помнить о том, что в основе порождения и стимулирования речи лежит мотив, т.е. намерение говорящего участвовать в общении. Для того чтобы появился такой мотив на уроке, необходимо создать речевую ситуацию.

 

Список источников:

1.       Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. - М.: Знание, 1969. -204с.

2.       Шахнарович А.М. Психолингвистические исследования и задачи развития речи учащихся // Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. статей / Под ред.А.П. Еремеевой. – М.: Просвещение, 1980. – С.16?18.

  1. Ладыженская Т.А. Обучение связной речи в школе Методы обучения в современной школе: Сб. статей / Под ред.Н.И. Кудряшова. – М.: Просвещение, 1983. – С.8–25. 

 

Категория: Литература
08.01.2015 11:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!