СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие орфографической зоркости у обучающихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

https://imfourok.net/razvitie-orfograficheskoj-zorkosti-u-obuchayushihsya-nachalnoj-shkoly-6795238.html

В моей практике встречались ученики, у которых что ни строка - ошибка.

Ошибки при письме: «ядлоки» вместо «яблоки», «рбат» вместо «брат», и даже под ударением пишет не то. Ладно бы не старался, так ведь нет, старается! Но не дается ему грамота – хоть плачь!

Вы догадались, что речь идет о дисграфии - стойком функциональном расстройстве письма. Этим вопросом занимается наш специалист – логопед.

Но симптомы дисграфии следует отличать от так называемой ложной, которая связана с трудностью распределения внимания между техническими, орфографическими и мыслительными операциями.

До сих пор одним из больных мест школы остаётся не достаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять то или иное правило при написании слова, в неумении видеть орфограмму, мало читают, плохо развита память. Поэтому одним из главных направлений своей работы при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а так же поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей.

В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа. Ведется работа над слогом и словом, развитием фонематического слуха, умением заменять орфограммы соответствующими буквами. Уже в начале первого класса я начинаю работу по обучению учащихся решению орфографических задач, при решении которых, у детей вырабатывается умение находить, видеть орфограмму в слове, определять её характер (тип орфограммы).

Такие умения называются орфографической зоркостью. Они являются важнейшим, базовым умением. Если у ребёнка отсутствуют выше названные навыки, то, даже зная правило наизусть, он не применяет его там, где это необходимо, что влечёт за собой орфографические ошибки.

Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращено внимание, я расположила в определённой последовательности:

1. Письмо с проговариванием.

Сначала образец проговаривания я даю сама – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желание попробовать свои силы, поговорить индивидуально.

2. Списывание (основа проговаривания по слогам).

Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

3. Комментированное письмо. («Ведение класса за собой»).

Учащиеся не только проговаривают слова и предложения. Но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.

4. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

Сначала с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.

5. Письмо под диктовку.

Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала диктую слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, а дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал не правильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.

6. Письмо по памяти.

Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность,

7. Творческие работы.

Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе. На уроках используем орфографические словари, как говорят «лучше 1 раз увидеть…»

Уже в первом классе учащиеся должны научиться пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи:

АЛГОРИТМ

1. Определи место, где возникла орфографическая задача;

2. К какой группе правил относится данная орфограмма;

3. В какой части слова находится орфограмма;

4. Установить какую букву нужно проверить: гласную или согласную;

5. Определить в слове ударение;

6. Определить проверяемая или не проверяемая орфограмма;

7. Написать слово в соответствии с правилом.

На уроках использую различные упражнения по развитию орфографической зоркости. Предлагаем некоторые из них в печатном варианте.

Начинаю работу по развитию орфографической зоркости в 1 классе и продолжаю до конца 4- го, увеличивая её в объёме и сокращая во времени, т.к. у детей уже выработаны определённые умения и навыки.

Работа по орфографической зоркости на уроках русского языка всегда доставляет много хлопот. Дети часто не очень охотно выполняют задания учителя, плохо запоминают правило, не проявляют интереса к уроку. Поэтому, чтобы вызвать интерес у учащихся, я использую на уроках стихотворные упражнения по орфографии. Например:

Парные согласные

Самые опасные.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.

Правописание ЖИ – ШИ

Лыжи, мыши и ужи,

Шины, ёжики, чижи.

ЖИ да ШИ. ЖИ да ШИ

С буквой И всегда пиши.

Орфографические пятиминутки:

Падежные окончания имён существительных.

Сколько раз твердили кошке:

Не красиво есть без ложки.

Только я вбегаю в дом.

Л. жжет кошка языком.

Два бельчонка на опушке.

Ск.л.тили две кадушки,

Положили в бочку – м.тные л.сточки,

Кр.сную бруснику, чёрную ч.рнику,

Клали по немножку ж.лтую морошку.

Орфографические сказки:

Однажды гласные О и А гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так поссорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда О и А стоят без ударения, то хочет занять место и та и другая. И тут на помощь пришёл волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в её написании не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные О и А. С тех пор эти дети пишут грамотно.

Словарная работа с разными видами заданий. Вот некоторые из них:

1. Запись слов под диктовку. Я диктую слова, учащиеся записывают их, затем проверяют по словарю.

2. Устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные: А,О, И,Е,Я. Я называю слова из словаря. Дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой.

3. Предлагаю выписать из словаря слова с безударными гласными по вариантам (1 – с гласной А, 2 – с гласной О).

4. Выписать слова, в которых два слога.

5. Выписать слова на тему «Животные».

6. Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.

7. Ответить на вопросы. Кто живёт в лесу? Кто следит за чистотой в классе? И т.д.

8. Дописать предложение. Весело чирикает …….(воробей)

Такие виды работы дети очень любят. Здесь развивается внимание, сообразительность, умение найти отличительные признаки, сгруппировать слова по видам орфограмм.

Итак, работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия.

А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость обучающихся.

Источник: https://imfourok.net/razvitie-orfograficheskoj-zorkosti-u-obuchayushihsya-nachalnoj-shkoly-6795238.html

Перелыгина В.Н.- учитель начальных классов МКОУ СОШ №11 г. Лиски

14.10.2023 10:34


Рекомендуем курсы ПК и ПП