СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие памяти младшего школьника на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В младшем школьном возрасте память ребёнка развивается постепенно и последовательно, приобретая черты произвольности, опосредованности, осмысленности и продуктивности. Наиболее важным показателем уровня развития памяти обучающегося является овладение способами запоминания, поэтому целенаправленное обучение младших школьников эффективным способам запоминания (мнемотехническим методам) непосредственно в учебной деятельности является важнейшим условием повышения успешности образовательного процесса.

Мнемотехника определяется как система методов и приёмов, обеспечивающих продуктивное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Экспериментальные исследования В.Д. Шадрикова и Л.В. Черемошкиной позволяют выделить следующие основные мнемические действия, а точнее, системы или совокупности действий, выступающие в качестве мнемических приёмов, или способов запоминания, использование которых целесообразно на всех учебных дисциплинах, в том числе на уроках русского языка. К данным приёмам относятся: группировка – разбиение материала на группы по каким-либо основаниям; выделение опорных пунктов – фиксация краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания; составление плана – совокупность опорных пунктов; классификация – распределение понятий по классам на основе общих признаков; структурирование – установление взаимного расположения частей, составляющих единое целое; схематизация – изображение или описание чего-либо в основных чертах; и др.

Мнемические учебные действия формируются по пути интериоризации внешнего предметного действия во внутренний умственный план и включают серию последовательных шагов:

  1. постановка цели перед обучающимися – освоить приём запоминания;
  2. объяснение сути приёма, принципа выполнения учебного задания с использованием данного приёма на конкретном примере;
  3. выполнение задания обучающимися в диалоге с учителем;
  4. использование приёма путём осуществления самостоятельной работы;
  5. предлагается задание на запоминание и проверяется сформированность мнемического приёма, т.е. умения использовать умственные действия в мнемических целях.

Приём ассоциаций, заключающийся в сопоставлении новой, подлежащей запоминанию информации с хорошо узнаваемым образом, который помогает обучающимся легко сепарировать необходимую информацию, одновременно способствует креативности мышления. Данный приём целесообразно применять в процессе словарно-орфографической работы, используя графические, облегчающие запоминание способы написания словарных слов, благодаря возникающим в сознании образам при работе с визуальным материалом, и звуковые (фонетические) ассоциации. Использование графических ассоциаций предполагает создание обучающимися рисунка, обозначающего само слово, и обыгрывание запоминаемой буквы. В тех случаях, когда фразы из созвучия и словарного слова особенно удачны, предпочтительно использование звуковых ассоциаций (завтРАК – на завтрак РАКи).

Запоминание материала предполагает составление предварительного плана, выделение смысловых опорных пунктов, которые строятся с учётом постепенного нарастания трудностей. Подготовительная работа, направленная на формирование умения составлять план, проводится уже в период обучения грамоте, одним из простейших видов которой является установление соответствия заголовков содержанию маленьких текстов. В контексте заявленной работы на начальном этапе предлагаются иллюстрации к сказке, рассказу с нарушенной хронологией событий, с целью расположить их в определённой последовательности озаглавить сообразно содержанию. Установив соответствия информационного блока, создаётся картинный план, позволяющий выделить основную мысль, установить логику событий, понять взаимосвязь между отдельными частями текста, способствовать активизации мнемической деятельности.

Графическим методом организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, представленные в виде схемы с пояснением всех связей между ними, является приём технологии развития критического мышления – образовательный кластер. Создание кластера, вовлекающего всех участников коллектива в обучающий процесс, на уроках русского языка способствует структурированию знаний и запоминанию изучаемого материала о частях речи русского языка, орфограммах, разделах грамматики и т.д.

На уроках русского языка целесообразно использование методов, основанных на закономерностях образного мышления, развитие которого облегчает понимание и запоминание как текстовой, так и других видов информации:

«Метод ключевых слов», позволяющий вспомнить смысл близко к тексту, основывается на активной интеллектуальной работе над смысловым содержанием материала, на понимании связей между его частями. В процессе работы над изложением использование ключевых слов, отражающих смысл запоминаемого текста, приводит к формированию наиболее богатой программы успешного воспроизведения [13, с.80].

«Метод структурирования», требующий значительных интеллектуальных действий, при котором устанавливаются связи, отношения внутри запоминаемого массива, благодаря чему он начинает восприниматься как целое, является фактором запоминания, сохранения правил грамотного письма. Обучающимся предлагается установить взаимное расположение частей, составляющих целое внутреннего строения запоминания. Так орфограммы, в основе которых лежат фонетические, словообразовательные, морфологические явления в современном русском языке, легче структурировать [13, с.83].

Приём «воскрешающей мысли» состоит из 10 вопросов, ответы на которые вносят в поле сознания сведения о запоминаемом материале. Дети самостоятельно составляют вопросы, например, по теме «Синтаксис как раздел грамматики», затем, отвечая на заданные вопросы, осознают значение запоминаемой информации, увеличивая работоспособность мозга в сфере припоминания [13, с.87].

В значительной мере память активизируется, если у детей запоминание сопровождается положительными эмоциями, активной позицией ребёнка по отношению к материалу. Дидактические виды работ и упражнений в занимательной форме (кроссворды, ребусы, свободные, творческие диктанты и др.) на уроках русского языка способствуют пробуждению у младших школьников познавательного интереса, повышению мотивации, которая является фактором успешного запоминания.

Таким образом, овладение различными способами и стратегиями запоминания, связанными с организацией и обработкой, обусловливают развитие памяти в младшем школьном возрасте. Выполнение специальных упражнений и заданий на уроках русского языка, освоение алгоритма грамматического разбора, овладение навыками написания изложений направлены на развитие произвольности в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала, увеличение доли логической памяти, роста её продуктивности.

13.04.2018 15:06


Рекомендуем курсы ПК и ПП