СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Патриотическое и нравственное воспитание на уроках физической культуры
В момент, когда ребенок поступает в школу, его жизнь кардинальным образом меняется. У учащегося появляется дело, которое оценивают взрослые, причем, как важные взрослые (родители, семья), так и педагоги. С момента начала учебы в школе у ребенка сильно расширяется личное пространство, куда входят новые правила и нормы, которым тот должен следовать. Выполнение определенных правил и норм определяет отношение к ребенку его одноклассников и взрослых, при этом оценка сверстников очень часто совпадает с оценкой педагога. В результате этого учащийся развивает в себе активное стремление соответствовать необходимым критериям: выполнять установленные нормы и правила, поступать так, как «надо».
Воспитание в школе является систематическим и целенаправленным воздействием на волю, чувства и сознание учащихся. При этом уроки физической культуры, физическое воспитание является неотъемлемой и чрезвычайно важной частью процесса воспитания как такового.
Нравственное и патриотическое воспитание в процессе воспитания физического играет огромную роль и занимает органичную роль в процессе урока физической культуры.
Как показывает многолетний опыт советского и российского процесса обучения в общеобразовательных школах, целенаправленное воспитание влечет за собой более организованное проведение учебных и спортивных занятий. То, какое качество преподавания может предложить учитель своим ученикам, напрямую влияет на качество воспитанности, упорства, воли, настойчивости и других черт учащихся.
На уроках физической культуры можно с легкостью применить принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Смысл данного принципа состоит в ответственности, которую несет каждый ученик перед своим классом — коллективом — и коллектива за конкретного ученика. Также работает и другой принцип — воспитание, связанное с трудом и с жизнью. Подготовка учащихся к труду и к самой жизни является одной из важнейших целей уроков физической культуры. Хорошо воспитанный человек, любящий спорт, живет здоровой жизнью, приносит обществу пользу, умеет получать моральное удовлетворение от работы в коллективе и от простого общения с другими людьми.
Патриотические чувства и такие нравственные качества, как стремление делать добро, скромность, благородство, честность, внутреннее противостояние несправедливости, желание помогать обездоленным, слабым, уважение других людей, взаимоуважение — все это напрямую связано с физической культурой, и различные физические упражнения действительно могут выполнять конкретные воспитательные цели.
Воспитание необходимых нравственных качеств личности в процессе занятий физической культурой возможно при соблюдении ряда условий.
Первое условие — доведение до ученика знаний о нравственном поведении. Для того, чтобы данные знания были приняты учащимся, могут использоваться разнообразные формы нравственного просвещения: беседы (коллективные, индивидуальные), просмотры кинофильмов, в том числе спортивной тематики, встречи со «звездами» спорта настоящего и прошлого, а также занятия, на которых проходят обсуждения и диспуты, связанные с вопросами настойчивости, честности, мужества, человечности во время спортивных мероприятий и т. п.
При этом очень важно, чтобы данные беседы и мероприятия не были наполнены сухой и второстепенной информацией. Они должны быть искренне интересны ученикам. Для этого необходимо учитывать следующее:
Второе условие — правильная организация жизнедеятельности учащихся, приобретение ими положительного опыта нравственного поведения. Необходимо помнить о том, что знания сами по себе не в состоянии обеспечить соответствующее нравственное и патриотическое поведение. Для этого необходимо:
Третье условие — выработка у учащихся социальной потребности нравственного поведения.
Чувства ответственности и долга являются одними из базовых качеств нравственной личности. Они определяют прочие проявления нравственности в человеке: активность, сознательность, настойчивость, мужество, самоотверженность и прочие. Формирование чувства ответственности, долга связано с пониманием того, как люди зависят друг от друга и каков характер данной зависимости.
На уроках физической культуры формирование вышеназванных чувств происходит вследствие ряда факторов:
1. Учащийся осознает, что его здоровье, качества и умения — это достояние и ценность общества, так как посредством этих категорий он может обеспечить высокую обороноспособность и производительность своего народа и своей страны. В этой связи повышать собственную работоспособность, укреплять свое здоровье — не личностная цель, а общественная цель для каждого конкретного молодого человека.
2. Учащиеся, родители и педагогический коллектив признают важность и значимость физической культуры как полноценного и необходимого члена общеобразовательного процесса. В этой связи занятия физической культурой должны восприниматься всеми участниками образовательного процесса с точно такой же внимательностью и заботой, как и все другие предметы.
3. Учащиеся выполняют различные поручения учителя физической культуры: подготовка и уборка инвентаря, помощь в проведении занятия, подготовка спортивных и образовательных уроков, судейство школьных спортивных мероприятий, помощь в проведении школьных спортивных мероприятий и прочее.
4. Учащиеся выступают в соревнованиях под флагом своей школы и своего класса, участвуют в спортивных играх и эстафетах на уроках физкультуры.
То, с какой силой и скоростью в учащихся будут пробуждаться нравственные чувства, зависит от творческой выдумки и находчивости учителя. Только точное планирование занятий, всесторонняя проработка уроков физкультуры может способствовать процессу нравственного и патриотического воспитания учащихся.
Говоря о патриотическом воспитании учащихся, следует заметить, что особый вклад в него вносит участие в областных, районных и городских спортивных мероприятиях, а также проведение внутришкольных соревнований в течение учебного года. Также патриотическому воспитанию способствует проведение семейных праздников «Мама, папа, я — спортивная семья».
Особую роль в развитии патриотизма играют уроки физической культуры, проводимые в стиле «послеурочных» соревнований. На таких уроках учащиеся не боятся плохих отметок, раскрепощаются, проявляют различные качества собственной личности и легко поддаются обучению и воспитанию новых качеств.
Именно спортивные соревнования, имеющие статус «внешкольных» помогают учащимся по-настоящему раскрыться. Помимо удовлетворения собственных интересов от игровой деятельности, ребенок раскрывает свои моральные и физические качества, учится сопереживать, дружить, проигрывать и побеждать.
Необходимо помнить о том, что спорт в целом и уроки физкультуры в частности имеют чрезвычайно широкие возможности в плане воспитания патриотизма, дружбы между народами, формирования культуры межнациональных взаимоотношений. Спортивная деятельность, как было отмечено выше, позволяет не только развить физические и волевые качества и осуществить нравственное воспитание, но и способствует формированию патриотических чувств у учащихся. Принимая участие в соревнованиях, спортсмены стремятся к прославлению своего коллектива (своего класса, школы, района, города, страны и Родины в целом) собственными высокими спортивными достижениями, что являет собой одну из важнейших форм проявления патриотических чувств.
Занятия спортом и физической культурой позволяют объединить и сблизить народы, воспитывают преданность и любовь к своей земле, к малой Родине, к своей родной стране.
Физическая культура является превосходным и чрезвычайно эффективным средством в сфере патриотического и нравственного воспитания учащихся.
© 2023, Литвинова Ксения Николаевна 147