СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание в советской школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

После Октябрьской революции в России изменилась система образования и воспитания. Учителя в основном обращали большое внимание на воспитание детей с помощью коллективизма и труда. Школам давались участки земли, на которых работали ученики. Весь урожай отвозили в школьные столовые, чтобы питание было дешевле. Кроме этого постепенно начинали в школах открываться учебные мастерские различных направленностей, и ученики на уроках труда своими руками ремонтировали школьную мебель. Также большое внимание начали уделять гимнастике, урокам физкультуры. Появились уроки, на которых прививали эстетику у учеников. В это время возникает коммунистическое воспитание, которое начинает занимать главенствующее место в школах. Учителя истории и общества кроме знаний по предметам старались воспитывать политическое сознание учеников. Эти все методы позволяли расширить кругозор знаний у детей, и пробуждали активность для участия старшеклассников в строительстве социализма. Именно тогда появилась молодежная организация – комсомол, которая являлась верным помощником Коммунистической партии Советского Союза. Комсомольцы являлись инициаторами трудовых субботников и воскресников. Они устраивали различные вечера, которые посвящались праздничным дням. Также они принимали участие в работе по программе Ликбеза (ликвидации безграмотности), проводили массовые чтения газет и журналов. Комсомольцы ставили различные спектакли в сельских и городских клубах, в которых организовывали политические кружки. Также старшеклассники становились шефами у детей дошкольного возраста. Огромную роль в развитии политической активности и в воспитании учеников начала отыгрывать организация пионеров. Воспитание и образование подрастающего поколения стало причиной идейной борьбы. Главные вопросы в ней касались педагогике, а конкретно о методах и содержании педагогического и воспитательного процесса. До этого времени в школах нравственное воспитание строилось на основе религиозно-нравственном воспитании царской школы. Ленин указывал на то, что в основе нравственного воспитания должна находиться программа коммунистической партии. Таким образом, в школах постепенно начал вводиться марксизм-ленинизм. Согласно данной теории для воспитания была поставлена новая задача, которая заключалась в том, что жизнь детей и их деятельность регламентируется общественными отношениями, для которых целью является строительство социализма. Это значит то, что в основу воспитания советских детей вошел патриотизм и пролетарский интернационализм. ВЛКСМ стал надежным помощником Компартии в воспитании и образовании молодежи. В 1936 году Х съезд ВЛКСМ поставил перед комсомольцами задачу, которая заключалась в том, чтобы деятельность комсомольских ячеек повышала политический и культурный уровень развития старшеклассников. После этого работа комсомола намного оживилась, и именно комсомольцы принимали активное участие в организации и проведения досуга в детских садах, а также под эгидой ВЛКСМ создавались кружки и секции в Домах пионеров, детских лыжных станциях и других учреждений дополнительного образования школьников. Во время великой Отечественной войны на первое место в воспитании вышел патриотизм. Именно на примерах героизма, на фронтах войны воспитывалось молодое поколение. Пионеры и комсомольцы включились в борьбу против врага. В то время фронт и тыл стал единым, и только благодаря этому советский народ смог победить. После войны молодежь принимало участие в восстановлении народного хозяйства, и при этом, не требуя вознаграждения. Кроме этого патриотизм не уступил своего положения в воспитании молодежи. Школа стало главным центром в воспитании патриота, при этом семья в данном процессе отодвигается на второй план. Вся система патриотического воспитания стала строиться на примерах подвига советского народа во время войны. С этого времени и до середины 80-ых годов в школах для старшеклассников в обязательном порядке вводится новый учебный предмет «Начальная военная подготовка» (НВП). Основными формами патриотического воспитания стали отыгрывать уроки мужества, на которые приглашали участников Великой Отечественной войны. Именно беседы с героями страшной войны помогали воспитывать у учащихся любовь к Родине и родной земле. Стали проводиться оборонно-массовые работы в школах. Во время каникул популярными стали экскурсии по местам боевой славы. Для школьников стали проводиться военно-спортивная игра «Зарница», в которой принимали участие и военнослужащие срочно службы. В школах создавались патриотические клубы, которые создавали поисковые отряды. Именно в тот период школу превратили в мощный инструмент подготовки молодежи к самостоятельной жизни с помощью идеологии социализма. И хотя патриотическое воспитание достигло определенных результатов, но во время перестройки советского государства, и особенно после развала СССР данная система будет полностью разрушено, и в новых государствах она начинала возрождаться.

27.01.2018 10:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!