СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Обобщение опыта работы.
На уроках русского языка стараюсь в объяснении нового материала использовать игровые моменты, в этом мне помогает очень интересная и полезная книга Волиной В.В. «Русский язык. Учимся играя», также с удовольствием беру занимательные упражнения из «Подсказок на каждый день» автора Т. Ю. Угроватовой, материалы из книги «Занимательно о русском языке» авторы которой В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь.
Грамматические сказки, рассказы, весёлые стихи, шарады, интересные запоминалки из этих книг развивают мышление ребят, позволяют лучше запомнить новый материал, а самое главное, некоторые дети вместе со мной начинают сочинять собственные тексты, помогающие запомнить изученное, например, в 5 классе при изучении орфограммы №13 «Буквы о-а в корне – раст- -рос» был составлен рассказ со словами-исключениями: в городе Ростове живёт ростовщик Ростислав, он сажает ростки, тем самым поднимает сельскохозяйственную отрасль. Он подросток, поэтому купил себе костюм на вырост». Действительно, когда разрозненные слова объединяются в смысловые ряды, то они легче запоминаются. Такой вид деятельности развивает творческие способности учащихся, приобщает их к исследовательской деятельности, что особенно актуально в наше время. Сочинение лингвистических сказок как итог повторения изученной темы вызывает в детях большой интерес. Например, при изучении в 7 классе темы «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных» И.Богданов сочинил сказку о прилагательных-исключениях с двумя буквами НН:
В некотором царстве, в ставленном государстве жил-был чванный король. И однажды нежданно- негаданно случилась в его государстве неслыханная беда: напали враги. Подкрались никем не слышанные и никем не виденные и перебили недрёманную стражу. В считанные минуты захватили желанный город. Король бросил на стол читанный доклад и смотренную карту, призвал народ на священную войну. Медленным чеканным шагом пошли солдаты в невиданный бой. Нечаянно наступая на деланные врагом мины, падали калеченные воины. Как вдруг появился отчаянный богатырь на лихом коне, стал он рубить налево и направо окаянные головы. Всё поле боя было усеяно казнёнными врагами. Враг отступил. А король вспомнил о данном обещании: подарить победителю мыловаренный завод и выдать принцессу замуж за героя. Богатырь отказался быть венчанным с жеманной принцессой и попросил в награду обещанный завод.
Грамматические сказки, стихи на изученные орфограммы:
Слитно пишутся предлоги:
Несмотря на, вместе, вроде,
Наподобие, наперечёт,
Вследствие, ввиду, насчёт.
Приставку кое - и суффиксы - то, - либо, - нибудь через дефис пиши, чёрточку не позабудь.
Кое-, -либо, -то, - нибудь
Чёрточки не позабудь.
И при –таки, - ка и –де
Ставьте чёрточки везде.
Лишь к частицам бы, же, ли
Чёрточки не проводи.
Не кто иной, как…
Не что иное, как…
Не раздельно пишет всяк,
Если дальше слово «как».
В течении реки плыли две буквы «и».
В течение года ждёт е непогода.
Особое внимание отвожу словарной работе на уроках русского языка, пришла к выводу, чтобы дети хорошо знали правописание непроверяемых букв нужно использовать мнемотехнику, то есть специальные приёмы, способы, облегчающие запоминание нужной информации. С этой целью я взялась за составление « Словаря трудных слов» с весёлыми " запоминалками". Например, для того,чтобы запомнить правописание сомнительной буквы, я предлагаю ребятам найти ошибкоопасное место в слове, обратить внимание на этот слог, возможно, в нём скрывается какое – то слово – помощник. Допустим, возьмём слово «Эксперимент». Где же может проходить эксперимент экспертов? Оказывается, в Риме. Или «Куда уехал лаборант?» В бор, при этом объясняю этимологию слова, что оно образовалось от латинского «лабор», что означает «труд». Почему в слове «обаятельный» пишется непроверяемая «а» ? Потому что оно образовалось от славянского слова «баяти» - говорить, а можно запомнить фразу «Обаятельный Алик». Например, словарная работа по орфограмме №6.Правописание Ъ: у подъезда дома с двухъярусным балконом адъютант поджидал некого субъекта с инъекцией. Наконец появился фельдъегерь, в руках которого был трёхъязычный словарь, он готов был дать объективную оценку международной конъюктуре, рассказать о причинах возникновения конъюктивита. Смогла этой работой заинтересовать ребят, таким образом появился проект М.Цодиковой "Трудные слова".
© 2020, Иванова Валентина Владимировна 830