СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие познавательной активности детей младшего возраста посредством экспериментирования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развитие познавательной активности детей младшего возраста посредством экспериментирования»

Ранний возраст– самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Достоинства метода экспериментирования: Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании в ходе практической деятельности.

Эксперименты положительно влияют:

*на эмоциональную сферу ребёнка,

*на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт* обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Детское экспериментирование тесно* связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).Не требует особого доказательства* связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Изучив цели и задачи образовательной программы ДОУ и программы “Детство”, я определила цель своей работы: ”Создание условий для развития познавательной активности у детей через экспериментирование”.

Исходя из поставленной цели поставила перед собой следующие задачи:

1.Развивать познавательную активность малышей, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать.

2.Развивать любознательность детей, понимание простейших причинно-следственных связей, отношений в системе ”действие – результат.”

3.Сформировать у детей представления о свойствах и качествах предметного окружения, представления о форме, цвете и величине предмета.

4.Воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру.

5.Развивать интерес детей к самостоятельному и с взрослыми обследованию предметов, разнообразными действиями с ними.

В своем опыте работы придерживалась китайской пословицы: ”Расскажи – и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно - экспериментальной деятельности в практику моей работы.

Использовала методы (ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Методы деятельности:

*наглядные (модели, схемы и т.д.),

*практические (опыты, эксперименты),

*словесные (пояснения, рассказ, познавательные сказки).

Ожидаемы результаты:

1.Изменение в познавательном развитии у детей:

-появятся знания о свойствах, качествах предмета

-появятся представления о форме, цвете, величине предмета(развитию элементарных математических представлений);

2.Расширятся знания об окружающем мире;

3.Расширется словарный запас.

Начала работу с построения предметно-развивающей среды, обеспечивающую возможность проведения опытов, экспериментов.

Оборудовала “уголок экспериментирования” (фото уголка), который включает оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов:

Основное оборудование уголка:

-приборы - “помощники”(специальная посуда):стаканчики для игр с водой разного объема и формы, трубочки, воронки, тарелки, маленькие ведерки, ложки;

- природный материал: камешки, ракушки, семена, шишки;

- красители: гуашь, акварельные краски;

Прочие материалы: воздушные шары, соль, сахар, сито, свеча, крупа, игрушки разных размеров, нитки.

Обогатили сенсорный уголок. (фото уголка), в котором пополнилось играми и пособиями, сделанными своими руками и фабричного производства.

Далее был подобран практический материал:

Работа с детьми:

- конспекты НОД с элементами экспериментирования;

-перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов.

Работа с родителями:

-на организационном собрании обратили внимание родителей на цели и задачи образовательной программы и развитию познавательной активности;

-индивидуальные консультации для родителей по данной теме;

-оформлена информация в родительском уголке на тему: ”Что такое детское экспериментирование?”; ”Роль совместного экспериментирования в семье”.

Реализацию поставленных задач осуществляла в трех основных формах:

1.НОД;

2.самостоятельная деятельность

3.совметная деятельность взрослых и детей.

Последовательность форм не случайна, ведь в соответствии концептуальным основам программы “Детство”, за занятия у детей вызывается интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности. В процессе самостоятельной деятельности мы учим детей способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет если? А затем в совместной деятельности закрепляем полученные знания и представления.

Рассмотрим несколько примеров последовательности форм:

После опытов ”Разноцветная вода” (изучение свойств воды) подвели к пониманию того, что вода может изменять цвет; активизировать словарь: жидкость, бесцветная, разноцветная (синий и красный цвет), прозрачная.

После опыта дети в сенсорном уголке самостоятельно выкладывали цветочки синего цвета, делали бусы для куклы красного цвета.

Опыт ”Тонет – не тонет”.

Подвели к пониманию того, что предметы бывают тяжелые и легкие; активизировать словарь: размер (большой и маленький),форма (круг, овал, треугольник), количество(два, много).

Оборудование: Два камня, две ракушки, две крышки, две рыбки резко контрастные по размеру. Много бусинок одинакового размера, но разного цвета.

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть камни, ракушки, крышки, игрушечные рыбки. Какого они размера? (Большие и маленькие). На какую форму они похожи? (Камни овальной формы, крышки круглой формы).Затем воспитатель просит ребенка взять самый маленький камень. И бросить в воду. Воспитатель обращает внимание детей на то, что камень утонул, Почему? (Потому что камень очень тяжелый). Далее воспитатель предлагает взять камень побольше и проделать тоже самое. Далее по очереди действуют с остальными предметами.

В самостоятельной деятельности дети вкладывали брусочки в коробочку с отверстиями по изменяющимся размерам (от большого к меньшему).

С детьми, которые не усвоили знания во время опытов, мы упражняли в совместной деятельности ”Найди только круглые детали, как бусинки”,Найди предмет по форме, Найди большой и маленькие брусочки.

Выводы по опыту работы: Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе. Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

-речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами,

- проявление интереса к предметам ближайшего окружения, их свойствам;

- с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность;

-стремление передавать отношение цветов, размеров, форм в самостоятельной деятельности;

-получение знаний о сенсорных эталонах;

-проявляют интерес к опытно-эксперементальной деятельности.

- повышение уровня развития любознательности; исследовательские

умения и навыки детей.

Перспективой развития данного опыта работы является:

1.Продолжить работу по развитию познавательной активности детей через экспериментирование

2.Пополнять предметно-развивающую среду

3.Обогатить уголок экспериментирования

4.Дополнять картотеку опытов и экспериментов

5.Предоставлять родителям дальнейший материал для развития познавательной активности детей.

13.09.2020 22:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!