СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современная система образования в России переживает большие изменения. В Законе Российской Федерации об образовании указывается, что содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества. Современное образование должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, интеграцию личности в систему информационного общества, формировать самостоятельную способную к саморазвитию и самоопределению личность.
В связи с этими задачами, перед современным учителем возникает ряд проблем. Например, в младшей школе отмечается снижение здорового детского любопытства, угасание детской инициативности; в основной школе – несоответствие содержания и организации образования возрастным потребностям и интересам подростков, отсутствие значительного личностного смысла в образовании.
В связи с профильной направленностью обучения в современной школе проблема познавательного интереса становится всё более и более актуальной. Познавательный интерес часто сопряжен с профессиональными намерениями и способностями школьника. Именно поэтому так важно с самых первых лет обучения в школе развивать интересы школьника, чтобы обеспечить для него в старших классах условия для осознанного выбора профиля обучения, для реализации жизненных планов.
Задача школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. Но нехватка элементарного компьютерного оборудования, выхода в интернет, скудный запас библиотечного фонда, недостаточная обеспеченность учебной литературой учащихся, один час в неделю и недостаток времени на уроке, низкая материально-техническая база не дает в полной мере реализовать новые образовательные стандарты.
Педагогическое осмысление проблемы развития познавательной активности на уроках изобразительного искусства позволило выявить ряд противоречий, разрешение которых будет способствовать повышению эффективности развития познавательного интереса учащихся.
Указанные противоречия определяют проблему - выявление и анализ педагогических условий, приемов и способов, способствующих развитию познавательного интереса учащегося в процессе изучения предмета изобразительное искусство.
Цель – формировать познавательный интерес и развивать познавательную, творческую активность учащихся на уроках изобразительного искусства
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет.
В современном мире компьютерных технологий, широкого развития средств массовой информации ученики все больше отдаляются от школы. Компьютерные игры, Интернет, кино увлекают их куда больше, чем домашние задания и цели урока. Любой учитель понимает, что сегодня нужно по-другому строить образовательный процесс, искать новые приемы работы, новые, интересные формы обучения, привлекая на свою сторону компьютерные технологии.
Современные технологии позволяют включить школьника в разнообразные виды деятельности: игровую, исследовательскую, проектную, коммуникативную, модульную, ИКТ, обучение в сотрудничестве и др. Это создаёт огромные возможности в формировании положительной мотивации учения и познавательного интереса. На основе этих технологий можно проектировать различные виды заданий (самостоятельных, творческих, проблемных, исследовательских), отражающих и уровень развития школьника, и его личностные интересы и особенности, и склонности к различным видам деятельности.
От чего же зависит возникновение интереса на уроке, как его пробудить у учащихся?
Тенденции развития урока в школе – формирование активно-положительного отношения к учению и развитие познавательного интереса – в значительной степени расширили понимание формы классно-урочного обучения. Появились урок-игра, урок-путешествие, урок-диспут, урок-экскурсия, урок-конференция и т. д.
Формированию активного интереса учащихся к участию в познавательной деятельности на уроках ИЗО способствуют такие нестандартные формы учебной работы как: пленэр (практическое освоение особенностей языка живописи в условиях естественной среды); экскурсия, сопряженная с выходом за пределы школы для изучения предметов и явлений в их естественном виде (музей, выставочный зал, парк и т. п.).
Используя на своих уроках проектный метод, учитель развивает познавательный интерес учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Темы для проектной деятельности могут быть самыми разными. Особенный интерес учеников вызывают темы, сопряженные непосредственно с современной жизнью – «Граффити – искусство или вандализм?», «Влияние направлений моды на развитие современного костюма» и т.д.
Наиболее удачным приемом подачи материала является проблемное обучение. Проблемное обучение является одним из методов развития учащихся. Постановкой проблем, проблемных вопросов или проблемных ситуаций учитель создает определенные организационные условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, стимулируя поиск недостающих знаний для разрешения познавательного противоречия.
Метод проблемного обучения – творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной, поисковой, исследовательской работы школьников. Учащиеся в ходе урока получают не готовые объяснения нового материала, а работают с ним самостоятельно.
Проблемное изложение наиболее уместно в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объемом знаний, когда они впервые сталкиваются с тем или иным явлением и не могут установить необходимые ассоциации. В этом случае поиск осуществляет сам учитель, но он не просто сообщает выводы, а раскрывает путь, который привел к этим выводам.
Учитель при проблемном изложении материала руководит познавательным процессом учеников, ставит вопросы, которые заостряют внимание учеников на противоречивости изучаемого явления и заставляют их задуматься. Прежде чем учитель даст ответ на поставленный вопрос, ученики уже могут дать про себя ответ и сверить его с ходом суждения и выводом учителя.
Наиболее удачно найденной проблемной ситуацией на уроке следует считать такую, при которой проблему формулируют сами учащиеся.
Опыт работы современных педагогов с применением технологии проблемного обучения на уроках изобразительного искусств показывает, что она дает положительные результаты, способствует развитию творческой активности учащихся, развитию у них исследовательских навыков, способности мыслить неординарно. Нестандартные уроки, возможность учащихся самим формулировать вопросы и искать ответы на них, свободное изложение своих мыслей, рассуждение, совместный поиск истины, которая всегда где-то рядом – все это способствует формированию познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства.
Урок искусства предоставляет широкие возможности для творческой нестандартной реализации процесса образования – он может быть представлен в жанре урока - путешествия, урока - прогулки, урока – спектакля, урока – викторины, урока - импровизации, деловой или ролевой игры, интервью.
Возможен урок-репортаж из музея, с выставки, панорама. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Неподдельный интерес учеников вызывают уроки-знакомства с различными техниками: лепка, чеканка, металлопластика, аппликация, аэрография, витраж и пр. Всё это позволяет учащимся почувствовать материал, творить, проявляя фантазию.
Немаловажную роль играет организация интегрированных уроков, на которых ученик осознаёт тесную связь искусства с различными областями знаний
Эффективно стимулирует познавательную активность на уроках ИЗО применение ИКТ. Использование компьютерных технологий оптимизирует деятельность учителя – применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся.
Таким образом, отбирая для урока эффективные методы обучения, более интересные формы его организации, современные информационные средства обучения, мы решаем задачу большой социально-педагогической значимости – стремимся воспитать личность не равнодушную к познанию, увлечённую самим процессом образования, способную к самообразованию.
© 2019, Романова Людмила Сергеевна 1275