СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Основная цель — развитие речи через театрально-игровую деятельность.
Задачи:
Решаемая проблема: активизация речевой функции детей на разных возрастных этапах.
Актуальность проблемы развития речи детей старшего дошкольного возраста обусловлена повышением темпов развития речи в целом. И детям для позитивного взаимодействия в своём коллективе требуется повышать общую культуру речи, раскрывать свой творческий потенциал.
В основу моего проекта заложена идея организации театральной студии. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребёнка основано на опыте народа. Народный фольклор во всех его проявлениях в значительной мере оказывает положительное эмоциональное воздействие на детей. Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально-игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что они позволяют повысить темп развития речи, за счет включения ребёнка в творческую деятельность.
Важное значение в возникновении у детей потребности в игре особого рода, а именно театрализованной, имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность централизованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображение деятельности взрослых, их начинают увлекать новые игры, навеянные литературными произведениями. Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации. Но при этом текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре. Потому что детей больше увлекает именно сам сюжет, его правдивое изображение, а не выразительность исполняемых ролей.
Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра — это своеобразный плацдарм, на котором получает своё дальнейшее развитие централизованная игра. Оба вида игр развиваются параллельно. Но сюжетно-ролевая игра достигает своего пика у детей 5-6 лет, а театрализованная — у детей 6-7 лет.
Исследователи отмечают близость сюжетно-ролевой и театрализованной игры. При этом существуют и некоторые отличия.
В сюжетно-ролевой игре дети отражают впечатления, полученные в жизни.
В театрализованной — из готового источника (литературно-художественного).
В сюжетно-ролевой игре инициатива детей направлена на создание сюжета.
В театрализованной — на выразительность разыгрываемых ролей.
Деятельность детей в сюжетно-ролевой игре является ориентировочной и не может быть представлена для показа зрителю, а в театрализованной игре у действия могут быть зрители: другие дети, родители.
Не секрет, что многие дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировании в пространстве. У них слабо развита познавательная деятельность, наблюдается нарушение грамматического строя речи, недостаточность эмоционально-волевой сферы. Такие дети склонны к тормозным процессам и в процессе игры у них часто проявляется робость, скованность и быстрая утомляемость.
Детям же с повышенной возбудимостью, наоборот, не хватает внимательности и сосредоточенности.
И, как показывают практические наблюдения, особая роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит именно театрализованным играм.
Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий.
Рекомендуемые формы работы с родителями:
Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должны быть оборудованы:
В группе детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров и разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклю. В целях учёта полоролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.
Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию. Участвуя в театрализованных играх, дети активно познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Тематика игр может быть разнообразной.
Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры.
В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов:
Именно так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность и плавность речи. В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.
Итак, театрализованная игра — один из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения «учить, играя!»
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.
План — программа работы в старшей группе по развитию речи через театрально-игровую деятельность.
1. Развитие словаря:
Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.
Обучение элементам грамоты:
Развитие связной речи и речевого общения.
Развитие мелкой моторики.
Театрально-игровая деятельность:
Физическое здоровье и развитие:
Виды театрализованных игр.
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в «театр». Драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.
Разнообразны и виды театрализованных игр.
Например, Н.А. Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на:
- театрализованные игры,
- игры с настольным театром,
- фланелеграф,
- теневой театр,
- театр Петрушки,
- игры с марионетками.
Схематично это можно представить так.
Театрализованные игры | ||
Игра - драматизация | Игра с настольным театром | |
Фланелеграф | Плоскостные фигурки | Объемные фигурки |
Теневой театр | Игра с марионетками | |
Бибабо |
А Л.С. Фурмина, классифицируя разнообразные формы театрализованных игр, предложила иную схему:
Театрализованная игра как вид творческих игр.
Участвуя в театрализованных играх, ребёнок входит в образ, перевоплощается в него, живёт его жизнью. Поэтому, наряду с словесным творчеством, драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространённый вид детского творчества.
Это объясняется двумя основными моментами.
Во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием. Как отмечает Петрова В.Г., театрализованная форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых.
В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.
Второй причиной близости драматической формы для ребёнка является связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой — корнем всякого детского творчества. И поэтому наиболее синкретична, то есть содержит в себе элементы самых различных видов творчества.
В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки.
Эта театральная постановка даёт весомый повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.
Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И‚ наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц‚ завершает всю эту работу и даёт ей полное и окончательное выражение.
Игра-драматизация позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями до формирования элементарных математических знаний и физического совершенства.
Разнообразие тематики‚ средств изображения, эмоциональности игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности. Характерное для игры драматизации образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всём его многообразии.
При этом умело, поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей‚ собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. Особенно ярко в театрализованных играх проявляется детское творчество. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли. Это способствует развитию творческого воображения. Оно проявляется в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние‚ которые произвели на них впечатления‚ иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.
В театрализованных играх действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их ещё надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.
Ребёнок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят и огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Автор данной статьи: Николенко Татьяна Олеговна
Статья взята из открытого источника:
-80%
© 2022, Железова Алина Юрьевна 307