СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие социальных представлений у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уже в дошкольном возрасте обусловливают развитие социальной перцепции, интереса к жизни взрослых, положительного отношения к труду и его результатам. Вместе с тем, мы можем отметить трудности проникновения современных дошкольников в те области социальной действительности, которые непосредственно связаны с производственным трудом взрослых.

Ключевые слова: социальная действительность, ребенок, социальный мир, детский сад, положительное отношение, старший дошкольный возраст

В работе Л. С. Выготского следует признать, что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для старшего дошкольного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным. Этим понятием Выготский определяет систему «отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью» [2].

Социальная ситуация развития дошкольников такова, что дети стремятся активно познавать и реализовать свои возможности в отношениях психологического равенства со взрослыми. Однако осуществить новый тип отношений ребенок может только в игре. Дошкольник пытается осмыслить, познать и прощупать социальный мир в игре. В труде и игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. Играя, дошкольник отражает глубину и смысл представлений о труде взрослых.

По мнению Эрика Эриксона дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала, с помощью которой ребенок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. На этой стадии ребенок легко идентифицирует себя со значимыми людьми (не только с родителями), с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. Дошкольник реализует свои представления о различных сферах социальной жизни и деятельности взрослых в игре. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем «безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность” [6]

Л. Г. Мухаметова в своей работе раскрывает само содержание социальной действительности. Социальный мир многогранен и разнообразен, он противоречив и неоднозначен — все это дает основание для развития активности ребенка в процессе его познания и понимания.

Познавая себя, свои способности, умения, ребенок учится анализировать и делать выводы о своих возможностях, о происхождении предметов, о силе разума человека, о свойствах, назначении, качествах предметов и т. д. [5].

В работе Д. Н. Кобозева говориться о том, что восприятие ребенком социальной действительности основано на его представлениях о базовых ценностях окружающего мира, которые формируются на этапах первичной социализации и овладении элементами культурного наследия. Постепенно у ребенка формируется «социальная и культурная компетентность», предполагающая знание культурных особенностей народа, его исторически сложившихся привычек, традиций, норм поведения и этикета, а также умения понимать и правильно использовать их в процессе общения. Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Приобщение детей ко всему, чем живет общество, — задача, которую человек решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению предыдущего опыта. Этот процесс эффективен, если строится с учетом психофизиологических особенностей ребенка [3].

Р. С. Буре считает, что ознакомление с разными сторонами окружающего мира и воспитание на этой основе чувств, отношений и мотивов поступка является одной из важнейших задач нравственного воспитания дошкольников.

За период дошкольного детства по Р. С. Буре у детей формируются:

а) представления о социальном окружении, об общественных событиях, доступных их пониманию (о родном доме, родном крае, неповторимости его природы и красоты, о народном эпосе, сказаниях, о подвигах, мужестве и смелости героев, их славных делах), рождающие чувство гордости, начала патриотизма. Такие знания побуждают к деятельности, продолжению славных дел отцов и дедов; вызывают интерес к жизни других народов, создавая возможности для формирования эмоционально положительного отношения к ним;

б) знания о труде людей; о том, что все окружающее — результат труда многих поколений, создавших материальные и духовные ценности общества: дом, в котором живет ребенок; школа, в которой он будет учиться; лес, речка, сад, которые сохраняются благодаря труду людей. Знания о труде сочетаются со знаниями о роли тружеников в создании материальных и духовных благ, о лучших качествах человека труда (трудовой героизм, мастерство, любовь к своей профессии, личностные качества (ответственность за свое дело, настойчивость, смекалка, доброжелательное отношение к соратникам, бескорыстная помощь и требовательность);

в) знания о природе, растительном и животном мире, которые становятся основой для воспитания любви к Родине, побуждают к заботе о животных и растениях родного края, вызывают чувство восхищения, поддерживают эмоционально положительное состояние;

г) знания о себе как субъекте деятельности, отношений, интересов. Осознание своего «Я», адекватная самооценка своих знаний, возможностей, достижений, отношения к людям вызывают стремление стать лучше, доброжелательнее, активнее в проявлении моральных качеств;

д) знания о моральных нормах общества, сохраняющихся в народных традициях, обычаях, а также в правилах, регулирующих отношения между людьми на основе справедливости и гуманизма.

И. М. Краснобаев утверждает, что у детей старшего дошкольного возраста некоторые понятия, такие как долг, честь, нередко задерживаются на уровне элементарных эмпирических знаний. Дети не вкладывают в эти понятия их социальную ценность и не осознают свое поведение как социально значимое. [1].

По мнению С. А. Козловой процесс социализации личности, начинаясь с детства, продолжается всю жизнь. По своему содержанию социальная действительность имеет все необходимое для конкретизации детских представлений и воспитания чувств. А собственно познание социальной действительности будет происходить через действия ребенка с предметами, через общение, направленное на него непосредственно. Весь остальной мир для ребенка этого возраста как бы и не существует. С возрастом ребенок расширяет для себя социальный мир [4].

Таким образом, развитие представлений дошкольников о социальной действительности формируются на основе не только знаний, полученных в ситуациях прямого обучения, но и вынесенных из опыта социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками, добытых в самостоятельных наблюдениях, практическом решении познавательных, социально-коммуникативных задач. В процессе овладения элементарными представлениями о социальной действительности у ребёнка формируются желание и привычка действовать в соответствии со знакомыми ему нормами поведения. Так же можно сказать, что представления несут некую систему обобщенных, эмоционально окрашенных образов, которые возникают в сознании ребенка под влиянием приобретенного жизненного опыта, восприятия им предметов и явлений окружающей действительности и определяют характер его взаимодействия с окружающим миром.

https://moluch.ru/th/1/archive/160/5093/

07.11.2023 15:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!