СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей на уроках и во внеурочной деятельности у детей с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческих способностей на уроках и во внеурочной деятельности у детей с ОВЗ.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерство в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский

Творческая деятельность, имеет большое значение в жизни человека, тем более она имеет большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знания и отношения ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально.

Творчество - это откровение, это влияние на мир. Но, у детей с ОВЗ ограничено жизненное пространство и социальная активность. Им трудно дается деятельность, где требуется смелость, фантазия. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.

Творческие способности детей с ограниченными возможностями здоровья можно развивать при помощи: изобразительной деятельности, средствами хореографии, музыкального искусства, театрализованной деятельности, кукольного театра. От заинтересованности ребёнка зависит, какой будет результат, поэтому на занятиях важно активизировать внимание школьника, побудить его к деятельности. В этом на помощь педагогу приходят:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент – в гостях появляется любимый герой детей;

- хитрости взрослого – просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимым.

Предмет «Изобразительное искусство» в классах с ОВЗ включает в себя: рисование, аппликацию, работу с пластилином. Хочу остановиться на некоторых техниках, которые я применяю в своей работе с детьми младшего школьного возраста.

- Рисование пальчиками, рисование ладошками.

Рисование ладошками и пальчиками вызывает у детей небольшой испуг от изменения цвета ладошки, пальчиков, который после получения результата перерастает в широкую улыбку.

Игра «Мой друг, цыплёнок».

Цель: учить преодолевать брезгливость ( к краскам).

Цыплёнок пришёл в гости и хочет, чтобы его угостили зёрнышками. Так как он очень маленький, он привык клевать зёрнышки с ладошки и я предлагаю красками нарисовать на ладони зёрнышки и накормить цыплёнка.

- Оттиск печатями.

Рисование печатями привлекает детей своей необычностью. Ребёнок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. При использовании нескольких штампов получается целый сюжет картины.

- Рисование манкой, на песке.

Игра «Весёлое рисование».

Коробка с манкой. Пальчиками можно изображать различные узоры, предметы изображения. При этом легко можно стереть неправильный рисунок. На песке можно нарисовать «Рыбки», «Дерево», «Бабочки».

Интересная техника рисование солью, не оставит равнодушным ребёнка. Это очень интересное и творческое занятие. Самое главное в этой технике рисования даже не конечный результат, а сам процесс. Данная техника способствует развитию мелкой моторики рук, усидчивости, помогает развить фантазию, творческое мышление и воображение, у ребенка развивается способность к рисованию. Для техники рисования солью понадобится соль, плотная бумага, акварель, кисточка, клей ПВА, поднос с бортиками. Сначала карандашом нужно нарисовать что угодно: цветок, грибок, геометрические фигуры, узоры, затем обвести клеем, а потом щедро посыпать рисунок солью. Потом аккуратно стряхнуть лишнюю соль на поднос и добавить красками цвета.

Мы очень любим рисовать гидрошариками. Во-первых, это просто незаменимый материал для сенсорно-моторного развития, во-вторых, с помощью шариков можно здорово потренировать логику, мышление и сообразительность. Все очень просто и, в то же время, очень любопытно и интересно для детей. Для рисования понадобится глубокий поддон, гуашь нескольких цветов, бумага и гидрошарики. На дно поддона постелить лист бумаги и сверху разлить лужицы красок. Далее нужно насыпать гидрошарики на дно поддона и начинаем совершать всевозможные движения: трясти в разные стороны, по кругу, перекатывая шарики. Делаем всё необходимое, чтобы катать шарики по бумаге и размазывать таким образом краску.

Для рисования шариками «капитошками» надуваем обычный воздушный шарик до размера необходимого отпечатка. Для каждого цвета можно использовать разные шарики. Предварительно подготовить краску, это может быть или гуашь или пальчиковые краски. Удобнее всего вылить краску на одноразовую тарелку. Затем ставим шарик на бумагу перпендикулярно и с разной силой надавливаем на него сверху – получается оттиск круглой формы. Затем макаем шарик в краску и делаем отпечаток на листе бумаги, потом еще один, делаем столько отпечатков сколько хотим, пока не получится букет цветов., или гусеница, или крона дерева. В процессе рисования можно менять или добавлять цвета краски.

Присутствие детского творчества в жизни ребенка незаменимо и необходимо для его полноценного развития. Творческие занятия помогают формировать фантазию, мелкую моторику рук, способствуют усидчивости, дают возможность ребенку по-другому узнать окружающий мир. Одним из вариантов детского творчества является пластилиновая живопись из шприца, которую активно использую во внеурочной деятельности, кружках. Метод рисования пластилином появился относительно недавно, но сразу обрел свою популярность не только среди детей, но и взрослых. Считается, что такой вид рисования был придуман англичанином Джеймсом Мэем, благодаря какому была создана популярная в Великобритании цветочная выставка из пластилина. Чуть позже методикой рисования пластилином воспользовалась художница из Канады – Барбара Рейд, проиллюстрировав детскую повесть. Рисование пластилином это в первую очередь вид искусства, который соединяет в себе жанры объемного изображения и плоскую живопись.

Пластилином является материал, используемый для лепки, в состав которого входит глина, воск, а также добавляются жиры и вазелин, благодаря каким материал не высыхает. С его помощью можно создавать не только поделки, а настоящие художественные произведения искусства. Пластилин, в отличие от других материалов, имеет следующие особенности: высокая пластичность, благодаря чему быстро приобретает любые формы. Его легко раскатать и выложить на любую поверхность. Главным инструментом при рисовании пластилином являются руки художника. Однако, на сегодняшний день, существует большое разнообразие и других вспомогательных инструментов, одними из таких часто используются одноразовые медицинские шприцы без игл. С их помощью можно не только детализировать и сделать более выразительными части предмета, но и получить большое количество одинаковых предметов картины. Примером рисования с использованием шприца является изготовление травы, веток или паутин. Чтобы их сделать, необходимо: раскатать часть пластилина в колбаску, протолкнуть раскатанный материал в шприц, лишний пластилин необходимо отрезать стеком, закрыть с помощью поршня шприц и нагреть его содержимое с помощью воды или микроволновки, тёплый материал необходимо выдавить на рабочую поверхность «длинными нитями».

При работе с пластилином использую техники: размазывание, раскатывание, сплющивание и вытягивание, заглаживание, прищипывание.

Размазывание заключается в размазывании пальцем небольших кусочков пластилина. Удобнее всего использовать указательный палец, мазки можно делать разной длины, смотря что необходимо изобразить – длинные детали (ствол дерева, волна, травинка) или короткие (лепесток цветка, лучи солнца, листья).

Раскатывание заключается в раскатывании пластилина прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика.

Сплющивание и вытягивание необходимо для изображения разных декоративно – прикладных форм, например, лепешки, сердечка, овала или вытянутого цилиндра, жгутика. Для этого сначала раскатывают шарик или колбаску, а потом сдавливают ладошками, пальчиками передавая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик.

Заглаживание требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.

Прищипывание осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

Аппликация для детей – это один из самых любимых техник декоративно – прикладного искусства. Для развития творческих способностей я применяю:

Обрывную аппликацию – это вид аппликации, суть которой уже заложена в названии. Все детали рисунка не вырезаются, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики.

Накладная аппликация – эта техника позволяет получить многоцветное ярусное изображение. Для создания образа в этой технике нужно брать листочки и наклеивать друг на друга слоями. Важно, чтобы каждый последующий листок был меньше по размеру, и все листочки отличались по цвету.

Симметричная аппликация – основа этой техники – заготовка – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Ленточная аппликация позволяет создавать целую гирлянду. Бумага складывается в несколько слоев и вырезается деталь. Потом разворачивается, и получается гирлянда.

На уроках предметно – практической деятельности творческие способности обучающихся развиваются при помощи выкладывания геометрических фигур из гороха, узоров, цветов из фасоли. Составление картин из шишек, желудей, крылаток. Выкладывание из счётных палочек дома, окна, двери, ёлки, молотка; коллаж с применением стружки, опилок, крупы, семян, пуговиц.

В заключение хотелось бы сказать, что в каждом из нас живёт художник и поэт. Нужно запомнить простое правило – бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые! Как говорил В.А. Сухомлинский: «В каждом ребёнке дремлет птица, которую нужно разбудить для полёта. Творчество – вот имя этой птицы». Чем раньше ребёнок разбудит эту птицу, тем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться тому, что окружает.

29.01.2019 20:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!