СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы средствами театральной педагогики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы средствами театральной педагогики.

«Разве можно узнать и понять, когда спит чувство, когда не волнуется сердце, когда нет каких-то неуловимых обширных фантазий. Говорят, одним разумом можно все постигнуть. Не верьте, не верьте!» (В.И.Вернадский).

Для урока литературы остается вполне справедливо то, что говорил К.С.Станиславский об условиях артистической работы, считая, что слово может обрести и выявить страсть, благородство, высшую ценность «только в атмосфере простой и легкой» при условии, что актер (также учитель и ученик) должен сам научиться «искать в себе понимание ценности слова». Постижению «ценности слова» способствует использование методов театральной педагогики.

Инсценирование, один из самых распространенных методов театральной педагогики, выявляет динамику фабулы, сущность конфликта, так как драматическое изложение требует точного определения действий, состояний, пояснения взаимоотношений.

В пятом классе при изучении рассказа «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого учащиеся легко воспринимают событийную сторону художественного произведения, поэтому уместно работать именно по осмыслению сюжета, для этого используется театральный прием – инсценировка. Прием инсценировки требует комплекса «вспомогательных» театрализован­ных действий (устное словесное рисование, чтение по ролям, творческие пересказы, мизансценирование и т.д.), фиксирующих внимание на художественных деталях, особенностях композиции произведения.

В шестом классе – в центре интерпретации – образ героя, в системе действий учащихся – создание «актерских» интерпретаций. Этот прием расширяет рамки анализа и интерпретации литературных героев, что способствует пониманию их мыслей и поступков; учащиеся ставят себя на место героев, в буквальном смысле «проживают» их.

Для инсценирования из прочитанных рассказов А.П.Чехова ученики выбирают «Толстый и тонкий», обосновывая свой выбор большим объемом диалогов, наличием комической ситуации, в которой происходят необыкновенные метаморфозы с героями, что уже говорит об осознанном понимании специфики театрального искусства. По ходу интерпретации текста выясняется, что выразительное использование художественной детали Чеховым и повторов способствует созданию комической ситуации.

Образы героев раскрывают преимущественно через пробу на роль и актерские интерпретации. Задача этих приемов – через внешнее проявление, речь (интонацию, лексику, обороты речи, манеру говорить, паузы) показать характер, внутреннюю суть образа. Эта работа позволяет ученикам понять, что главные в рассказе не внешние, а внутренние события – колебания психологического состояния людей, а чеховскй сюжет – блестящий комический этюд нравов.

Важным этапом на уроке литературы является составление сценария. Составление сценария как технология – это ролевая игра, в которой каждый участник знакомится с разными видами деятельности: с ролью сценариста, режиссера, актера, художника по костюмам.

В седьмом классе при изучении «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова-Щедрина класс делится на группы: «биографы», «историки», «литературоведы», «иллюстраторы», «актеры», «сценаристы», «декораторы». Если в пятом и шестом классах на уроках изучения эпических произведений обращается внимание преимущественно на сюжет, образ героя, его характер, поступки, то в седьмом классе, помимо раскрытия этих понятий, актуализируются знания учащихся на изучение специфики жанра. «Сказки» Щедрина – прежде всего гениальные сатирические произведения. Из этого главного обстоятельства исходят ученики, приступая к их постановке. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» едкая сатира на бюрократический аппарат и социальную бесполезность чиновников, на крепостнические пережитки в психологии крестьян. Явления российской действительности вызывают в авторе, а вслед за ним и в читателях горечь и гнев, но в то же время подвергаются жестокому осмеянию. Следовательно, жанр, в котором возможно сценическое воплощение сказки, - сатирическая комедия.

Привлечение учащихся к сочинению сценария, драматизации позволяет раскрыть творческие способности детей, освоить новые жанры и стили, развить речевые навыки, нестандартность мышления, воображения. Работа по созданию сценической композиции выходит на новую образовательную парадигму – сотворчество.

Для «сценаристов» важно найти способ игры, чтобы смех был вызван существом происходящего, а не случайными трюками. И главное условие найдено: абсолютная, даже преувеличенная серьезность, с какой исполнители ролей генералов должны действовать. Чем ничтожней и бессмысленней их действия и поступки, тем серьезней и благоговейней они их осуществляют.

В ходе создания сценария дети не только учатся понимать язык театра, знакомятся со спецификой театрального искусства, но глубже и пристальнее всматриваются в литературное произведение. Интерпретация литературного произведения через составление театрального сценария совершенствует аналитические способности школьников.

Расширение и углубление театрализованных приемов ведет к осмыслению и усложнению основных понятий, связанных с процессом анализа художественного произведения, раскрывает индивидуальные способности ученика, способствует эмоционально-образному восприятию мира, активизирует познавательный интерес.

22.11.2018 15:21


Рекомендуем курсы ПК и ПП