СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие движений руки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие движений руки и графо-моторных навыков ребенка.

Среди различных двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. В истории развития человечества роль руки исключительно велика – она дала возможность развить путем жестов – указывающих, очерчивающих, изображающих, оборонительных и т.д. – тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей.

В.М.Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Первая двигательная функция руки – схватывание. Как и другие двигательные акты, схватывание сначала выявляется как врожденный рефлекс (хватательный рефлекс Робинзона). В 4-5 месяцев хватание предмета приобретает выработанный, т.е. условно-рефлекторный характер и совершается с наложением на предмет всех пальцев и ладони – так называемое «обезьянье хватание». Только на восьмом месяце ребенок начинает брать предмет, а на 11-12 месяце появляются первые попытки пользоваться предметами по их назначению: пить из чашки, зачерпывать кашу ложкой, расчесывать волосы гребенкой и т.д. (М.М.Кольцова).

Как показывают наблюдения, в овладении движениями рук большую роль играет подражание. Э.Фраунс различает три вида подражательных реакций:

-         повторение собственных движений;

-         повторение знакомых движений взрослого;

-         повторение новых движений.

«История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы», - считает Л.С.Выготский.

Рисование, по мнению Л.С.Выготского, «есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо». Специальные исследования показали, что есть своеобразный критический момент, когда простое чирканье карандашом и бессмысленные каракули начинают обозначать что-то.

В 1-1,5 года малыш крепко зажимает карандаш в ладони, это очень ограничивает движения. В этом возрасте он не пытается еще изобразить что-то определенное, просто получает радость от самого процесса.

В 2-3 года ребенок, как правило, держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения еще спонтанные, почти не ограничиваются.

Примерно с трех лет линии становятся более определенными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Увеличивается  координация при выполнении вертикальных движений, но еще плохо выполняются имитационные движения. Овалы неровные, но на рисунках их уже много: человек, солнышко, колеса и т.п.

В 3,5-4 года ребенок уже умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому возрасту совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, и это позволяет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными.

В 5 лет хорошо выполняются горизонтальные и вертикальные штрихи. Ребенок уже способен ограничивать длину штриха, линии становятся более ровными, четкими и этому помогает правильный способ держания ручки.

Рисунки пятилетних детей показывают их способность выполнять вертикальные, горизонтальные и циклические движения. Они пытаются писать буквы.

В 6 лет дети хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте доступны детям любые графические движения, любые штрихи и линии, а регулярные занятия рисованием совершенствуют движения, тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создавая основу для успешного обучения письму (М.М..Безруких [5]).

Способность ребенка к рисованию и копированию является необходимым элементом определения готовности ребенка к школе. Поэтому важным параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма.

Письмо – сложный координированный навык, требующий сложной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений тела. Дело в том, что сложнокоординированные движения ребенка – это прежде всего произвольные движения, т.е. движения, которые имеют цель; движения, которые планируются, контролируются и оцениваются; движения, параметры которых могут изменяться при изменяющихся условиях деятельности. Выполнение таких движений обеспечивается интегральной (совместной) деятельностью различных мозговых структур, и нарушение этой деятельности может быть основой нарушения движений, трудностей их формирования и контроля. Кроме того, у детей 6-7 лет еще слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция, и это затрудняет формирование и выполнение движений. Формирование этих функций завершается к 10-13 годам.

 Особого внимания заслуживают графические движения. Нелюбовь к рисованию – один из показателей нарушения развития тонкокоординированных движений. Рисование, как и письмо, - инструментальное действие, оно сложнее, чем просто движение рукой, - ведь необходимые движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы движения пальцев, кисти, руки, туловища, если ребенок может управлять ими, контролировать их.

При этом возраст 6-7 лет является сензитивным для развития кисти руки (С.И.Гальперин, 1964). В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии моторики кисти.

С началом обучения в школе все большее значение в поведении ребенка приобретают произвольные действия, к которым относится письмо. Степень сформированности навыка письма оценивается по его скорости, однако при этом не должна меняться его графическая картина. Иными словами, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению четкости почерка и обеспечили достаточную быстроту выполнения письменных работ.

Наблюдения свидетельствуют, что стремление писать красиво, четко, быстро способствует повышению грамотности (Л.Я.Желтовская, Е.Н.Соколова) и, следствие, успеху ребенка в обучении.

Исследуя проблему готовности к обучению в школе, отмечается наличие тесных взаимосвязей:

·                   между тонкой двигательной координацией и уровнем умственной работоспособности;

·                   между степенью готовности к овладению графическими навыками и школьной зрелостью;

·                   между качеством письма и успешностью всей учебной деятельности дошкольника.

 

На основании этого приходим к выводу, что качество выполнения простейших графических заданий  можно использовать как критерии готовности детей к обучению в школе и для прогнозирования его успешности (М.В.Антропова, М.М.Кольцова и др.).

Открытие Л.С.Выготским психологического своеобразия письменной речи не «как привычки руки и пальцев, но как действительно нового и сложного вида речи», понимание ее как средства активной познавательной деятельности человека позволяет рассматривать процесс усвоения письма в тесной связи с процессом формирования личности. В то же время письмо является одним из наиболее сложных видов учебной деятельности. И чем меньше возраст начинающего ученика, тем труднее ему осваивать графические навыки.

 

17.01.2015 23:45


Рекомендуем курсы ПК и ПП