СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие фонематического слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки и, и, и и другие. Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений. 1. ? Выдели слово. Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх.) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. 2. ?Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: ШУБА, КОШКА, МЫШЬ - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. 3. ?Подумай, не торопись. Предложите детям несколько заданий на сообразительность : - Подбери слово, которое начинается на последний звук слова СТОЛ. - Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова СЫР. (ВОРОБЕЙ, ГРАЧ.) - Подбери слово, чтобы первый звук был бы, а последний -. - Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д. Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации. 4. ?Шутки - минутки. Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры: Хвост с узорами, сапоги со ШТОРАМИ. Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин ТОМ. За окошком зимний сад, Там листочки в БОЧКАХ спят. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет МЕД. КОТ плывет по океану, КИТ из блюдца ест сметану. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный ЛУК С длинными усами. Божья КОРОБКА, полети на небо, Принеси мне хлеба. 5. ?Звуки по кругу. (развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и определения их места в названии предмета). Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 - зеленых, 3 - синих. В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые - для мягких звуков, синие - для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: "Н"- начало слова, "С" - середина слова, "К" - конец слова. Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку. Дети одобряют или корректируют услышанный вариант. 6. ?Начало, середина, конец. (развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета). Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например,"М" - и тогда в коробке лежат ЗАМОК, ГНОМ, МАРКА и т.д.). Коробка разделена на три части ("Н" -начало слова, "С" - середина, "К" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками. Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "М": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки.
26.10.2015 20:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!